Контейнерный морской сервис является наиболее развитой системой международных перевозок грузов. Его характерные черты:
Ø широкий географический охват сервиса
Ø регулярность, планируемость сроков доставки
Ø унификация приемосдаточных процедур погрузочно-разгрузочных операций
Российский рынок морских контейнерных перевозок в настоящее время может предложить следующие наиболее применяемые условия доставки грузов клиентов:
§ ИМПОРТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
o CIF – «дверь получателя»
- оформление приемосдаточных операций в порту выгрузки
- погрузочно-разгрузочные работы в порту
- таможенные формальности
- подача транспортных средств в порт, вагоны, автотранспорт
- доставка груженых контейнеров к складу клиента
- возврат порожних контейнеров в сток линии
o FOB – «дверь получателя»
- организация выделение и подача под затарку морских контейнеров в порту погрузки
- морской фрахт до порта выгрузки
- оформление приемосдаточных операций в порту выгрузки
- погрузочно-разгрузочные работы в порту
- таможенные формальности
- подача транспортных средств в порт, вагоны, автотранспорт
- доставка груженых контейнеров к складу клиента
- возврат порожних контейнеров в сток линии
o «Дверь отправителя» - «Дверь получателя»
- бронирование места на судне, выделение контейнеров
- подача порожних контейнеров к «двери отправителя» под затарку
- доставка груженых контейнеров в порт погрузки
- погрузочно-разгрузочные операции в порту погрузки
- морской фрахт до порта выгрузки
- оформление приемосдаточных операций в порту выгрузки
- погрузочно-разгрузочные работы в порту
- таможенные формальности
- подача транспортных средств в порт, вагоны, автотранспорт
- доставка груженых контейнеров к складу клиента
- возврат порожних контейнеров в сток линии
§ ЭКСПОРТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
o CPT – FOB
- прием груза на транспортном средстве отправителя в согласованном месте (как правило, в порту), выделение и затарка партии в морские контейнеры
- погрузочно-разгрузочные работы с контейнерами
- таможенные формальности
- погрузка на борт судна, оформление фрахта
o CPT – CIF
- прием груза на транспортном средстве отправителя в согласованном месте (как правило, в порту), выделение и затарка партии в морские контейнеры
- погрузочно-разгрузочные работы с контейнерами
- таможенные формальности
- погрузка на борт
o Дверь отправителя – CIF
- подача порожних контейнеров в дверь отправителя под затарку
- доставка груженых контейнеров в порт погрузки
- прием груза на транспортном средстве отправителя в согласованном месте (как правило, в порту), выделение и затарка партии в морские контейнеры
- погрузочно-разгрузочные работы с контейнерами
- таможенные формальности
- погрузка на борт
Включение тех или иных затрат в себестоимость транспортных услуг зависит от базисных условий поставки, заключенных договором купли-продажи.
Под базисными условиями понимают принятые в международной практике стандартные толкования условий поставки товаров.
В качестве таких условий используется разработанная международной Торговой палатой терминология Инкатеренс-2000, согласно ее все базисные условия классифицируются на 4 категории (группы) с учетом различий в объеме обязательств контрагентов по доставке товаров.
ü Категория Е имеет одно условие, которое заключается в предоставлении товара покупателю в месте нахождения продавца
ü Категория F включает условия, требующие от продавца передать товар перевозчику, указанному покупателем
ü Категория С включает условия, по которым продавец должен обеспечить перевозку продукции, но не обязан принимать на себя риск случайной гибели или повреждения товара или нести расходы, которые могут возникнуть после отгрузки товара
ü Категория D включает условия поставки, предусматривающие обязанность продавца нести все расходы и риски, которые могут возникнуть при доставке товара
В качестве примера рассмотрим CIF – «дверь получателя»