Вопросы и задания

1. Что изучает онтология?

2. Дайте определение понятиям «бытие» и «небытие».

3. Какие представления о бытии известны вам из истории философии?


Глава III.МАТЕРИЯ

Понятие материи. Материя, движение, пространство и время. Формы и типы движения материи. Движение и развитие.

Философия всегда стремилась свести все многообразие предметов и явлений к каким-то конечным, предельным основаниям. Если охватить историю философии единым взглядом, то можно выделить два таких основания, различных по природе и принципиально несводимых друг к другу – материя и сознание. Как сами они, так и их взаимосвязь всегда были предметом острых дискуссий, а проблема соотношения материального и духовного так или иначе, прямо или косвенно, обнаруживается практически в каждом философском учении, что дало основание Ф. Энгельсу (1820-1895) выделить его в качестве основного вопроса философии. При этом следует иметь в виду, что те или иные философы, называемые по этой классификации материалистами или идеалистами, сами себя могут и не относить к какому-то из этих направлений, рассматривая такое деление как неоправданную схематизацию и упрощение. Но есть объективные критерии типологизации философских учений. И один из них – это вопрос об отношении сознания к материи, духовного к материальному. По этому же критерию философские учения делятся на два основных направления – материализм и идеализм.

Понятие «материя» относится к числу наиболее фундаментальных философских понятий, категорий. «Материя, как таковая, - это чистое сотворение мысли и абстракция. Мы абстрагируемся от качественных отличий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от вполне существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим»[8]. По словам А.Ф. Лосева, «внешними чувствами мы воспринимаем не материю, а материальные вещи… Материю можно только мыслить»[9].

Первым ввел в философский оборот слово «материя» римский философ Лукреций Кар (99-55 до н. э.), обозначив им своеобразный строевой материал, из которого состоят все предметы и явления. Но задолго до Лукреция о начале всех вещей размышлял Платон (427-347 до н. э.). Платон под таким началом понимал некий лишенный качества субстрат (материал), из которого образуются тела различной величины и очертаний. Материя, в его понимании, бесформенна, неопределенна и отождествляется с пространством, принимающим форму любых геометрических фигур.

В дальнейшем представления о материи связывались по большей части с ее конкретными свойствами (массой, энергией, пространством) и отождествлялись с определенными конкретными ее видами (веществом, атомами, корпускулами и т. п.). В XVIII веке П. Гольбах утверждал: «По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различиях, … изменениях, производимых в нас этими веществами»[10].

В современной философии существует немало определений понятия «материя». Но, пожалуй, емко и лаконично выглядит то определение, которое закрепилось в марксистской философии, где понятие «материя» определяется как «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» [11].

Данное определение абстрагируется от каких-либо конкретных характеристик материи, ее видов и свойств, как это имеет место в частных, естественнонаучных определениях, и фиксирует только факт существования объективной реальности, независимо от нашего сознания. Это предельно широкое определение в философском плане выполняет важную методологическую роль, позволяя говорить о материи вообще, безотносительно к возможному открытию новых, еще неизвестных свойств, видов и форм, и связывая материю с такими ее атрибутами (неотъемлемыми свойствами), как субстанциональность, неисчерпаемость, принципиальная неуничтожимость, движение, пространство, время.

Неисчерпаемость материи, как она определена выше, подтверждается современным естествознанием, выделяющим различные уровни организации материи, важнейшие изкоторых совпадают с основными формами бытия – уровень неживой материи, живой и социальной. При этом различные уровни генетически связаны между собой, находясь в определенной иерархии и развитии от менее сложных форм (неживой материи) к более сложным (живой и социальной), наличие которых сегодня научно подтверждено только относительно нашей планеты. Представления же о структуре и многообразии неживой природы постоянно расширяются и углубляются, затрагивая как макро-, так и микромиры.

Материя обладает рядом всеобщих фундаментальных свойств. К числу основных относятся движение, пространство и время.

Движение. Любой материальный объект существует только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Помимо внутреннего взаимодействия элементов, происходит и взаимодействие объектов с внешним миром. Таким образом, в материальном мире происходитбесконечный процесс взаимодействий – как внутренних, так и внешних по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие всегда приводит к изменению определенных свойств, отношений, состояний объекта. Изменение вообще в философии обозначается понятием движение. Т. Гоббс определял движение следующим образом: «Движение есть непрерывная перемена мест, т.е. оставление одного места и достижение другого…» [12].

При этом, движение материи необходимо понимать не только как механическое перемещение тел в пространстве. Движение – это любые взаимодействия и любые изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение есть единство изменчивости и устойчивости. В бесконечном потоке никогда не прекращающегося движения всегда присутствуют моменты относительной устойчивости, т. е. относительного покоя. Покой существует,прежде всего, лишь как характеристика движения в его какой-либо устойчивой форме. Следовательно, покой – это момент движения, обусловленный относительным постоянством того или иного явления. Относительность покоя заключается также и в том, что объекты могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отсчета, принятой за неподвижную. «Покоящимся называется то, что в течение известного промежутка времени остается в одном и том же месте; движущимся же или двигавшимся – то, что раньше находилось в ином месте, чем теперь, независимо от того, пребывает ли оно в данный момент в состоянии покоя или в состоянии движения»[13].

Итак, материя не может существовать вне движения. Движение внутренне присуще материи. Оно абсолютно так же, как абсолютна сама материя.

Соответственно иерархии форм материи существуют качественно разнообразные формы ее движения. Идея форм движения материи и их взаимосвязи была развита Ф. Энгельсом. Принципы, которые он положил в основу классификации форм движения, состояли в следующем:

во-первых, формы движения необходимо рассматривать в соотнесении с определенным уровнем организации материи;

во-вторых, между формами движения существует генетическая связь, т. е. высшая форма движения возникает на базе низших форм;

в-третьих, высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. В настоящее время положенные в основу этой классификации принципы сохраняют свою ценность, так как учитывает важные особенности взаимосвязи форм движения и видов материи с учетом их развития.

Помимо форм движения материи можно выделить и типы движения материи.

Первый тип движения – это движение, при котором сохраняется качество предмета. В этом случае некоторые изменения происходят, но при этом сохраняется и воспроизводится определенный набор признаков, которые позволяют отличать этот предмет от других. Поэтому, для внешнего наблюдения качество предмета остается неизменным. На уровне обыденного сознания человек не воспринимает тот факт, что любой предмет вовлечен в бесконечный процесс изменений.

Второй тип движения – это движение, при котором происходит изменение качественного состояния предмета. В этом случае может иметь место разрушение предмета, распад на составляющие элементы. Например, вещество может переходить из одного состояния в другое (вода может замерзнуть и превратиться в лед, либо при определенных условиях – в пар). О втором типе движения можно говорить при образовании в результате взаимодействия новых предметов или более сложных систем.

Движение и развитие. Изменения и преобразования качества предметов, появление новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, характеризуются как развитие. Развитие – это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Целостную концепцию развития разработал Г. Гегель.

Пространство и время. Пространство и время – это формы бытия материи. Вне этих форм материя не существует, а пространство и время не существуют в отрыве от материи. Рассуждая о природе времени, Августин Аврелий писал: «Вполне сознаю, что если бы ничего не приходило, то не было бы прошедшего, и если бы ничего не проходило, то не было бы будущего, и если бы ничего не было действительно существующего, то не было бы и настоящего времени. Но в чем состоит сущность первых двух времен, т.е. прошедшего и будущего, когда и прошедшего уже нет, и будущего еще нет? Что же касается до настоящего, то, если бы оно всегда оставалось настоящим и никогда не переходило из будущего в прошедшее, тогда оно не было бы временем, а вечностью»[14].

Пространство это форма существования материи, которая характеризуется такими свойствами, как протяженность, соотношение, взаимное расположение и сосуществование материальных систем.

Время это форма существования материи, которая характеризуется такими свойствами, как длительность, темп изменений следующих друг за другом материальных процессов.

Из такого понимания пространства и времени следует:

во-первых, суть объективные свойства материи;

во-вторых,как таковые всеобщи.

Наряду с этими свойствами пространства и времени каждому из них присущи и качественно специфические свойства. Для пространства таковыми будут: трехмерность, симметрия и асимметрия, формы и размеры, местоположение, расстояние между телами, распределение вещества и поля, Специфические свойства времени: одномерность, асимметричность, необратимость, ритм процессов, скорость изменения состояния. Свойства пространства и времени так же бесконечны, как бесконечна сама материя. Движение материи приводит к возникновению ее новых видов и новых свойств, присущих пространству и времени.

Диалектический характер пространства и времени состоит в следующем:

- во-первых,по своей природе они бесконечны и конечны. Бесконечность пространства складывается из конечных протяженностей отдельных материальных процессов. Но бесконечность не есть механическая сумма конечного, она есть особое новое качество. Истинная бесконечность есть процесс в том смысле, что Вселенная не существует в раз и навсегда законченном виде, а есть непрерывно творящая себя реальность;

- во-вторых, пространство и время представляют собой единство прерывности и непрерывности. Протяженность идлительность – суть формы выражения непрерывности, а структурность строения и дискретные моменты – формы выражения прерывности. Конкретные единства протяженности и структурности – это отрезки, фигуры и конструкции, а длительности – временные интервалы;

- в-третьих, пространство и время, будучи объективно-реальными формами движущейся материи, обусловлены в своих свойствах состоянием движущейся материи. Свойства пространства и времени не являются всегда и вездеодинаковыми и неизменными, их метрические свойства определяются распределением и взаимодействием материальных систем. Эти философские выводы основаны на геометриях Лобачевского и Римана, теории относительности Эйнштейна.

На современном уровне наших знаний в естественнонаучной литературе разграничивают следующие понятия пространства и времени:

- реальное (физическое) пространство и время;

- перцептуальное пространство и время (условия существования и смену наших ощущений, присущие субъекту формы чувственности);

- концептуальное пространство и время (абстрактно- математические структуры, способные более или менее приблизительно моделировать реальные пространственно-временные отношения);

- метрические (связанные с измерением, с понятием длины) и топологические (сохраняющиеся при любыхвзаимооднозначных и непрерывных преобразованиях геометрического объекта) свойства пространства.

Существуют также понятия биологического и социального пространства и времени.

В истории философии сложилось две основные концепции пространства и времени: субстанциональная и реляционная.

В субстанциональной концепции пространство и время рассматриваются как особые сущности, существующие сами по себе, независимо от материальных объектов. Пространство и время – это чистая протяженность и чистая длительность, они неизменны и постоянны. Сторонником субстанциональной концепции пространства и времени был И. Ньютон. Он вводит два понятия – абсолютного времени и абсолютного пространства. И. Ньютон писал, что «истинное и математически абсолютное время протекает безотносительно к чему-либо вне его, иначе оно именуется длительностью». «Абсолютное пространство, по своей природе лишенное соотнесения с чем-либо вне его, всегда остается подобным себе самому и неподвижным». Субстанциональная концепция пространства и времени разделялась как материалистами, так и идеалистами. Древнегреческие философы-атомисты Демокрит и Эпикур, введя понятие пустоты, в которой располагаются атомы, вплотную подошли к концепции субстанциональности пространства. Материалисты XVII – XVIII веков рассматривали пространство как объективно существующую субстанцию, не зависящую от материи. Идеалисты рассматривали пространство как субстанцию, порожденную сознанием, как своеобразное состояние субстанции духа.

Философский смысл реляционной концепции ( от латинского – относительный) состоит в том, что пространство и время здесь мыслятся как формы существования материи, неотделимые от нее, неразрывно связанные с ней. Реляционную концепциюпространства и времени также разделяют и материалисты, и идеалисты. Сторонником реляционной концепции являлся Лейбниц, который считал, что пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Он писал, что «пространство представляет собой порядок размещения тел, посредством чего они, сосуществуя, обретают определенное местоположение относительно друг друга; таким же образом и время – аналогичный порядок, относящийся к последовательности тел. Но если бы не было живых созданий, пространство и время остались бы только в идеях Бога».

Реляционная концепция пространства и времени развивалась в диалектическом материализме, а затем нашла свое подтверждение в теории относительности Эйнштейна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: