Вопрос 30. Интернет и органы власти

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) сегодня является одним из приоритетов современного этапа развития государства. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети Интернет, которая все активнее применяется в политическом процессе и открывает новые эффективные средства управления и взаимодействия органов власти, коммерческих структур и граждан. Примером таких средств является электронное правительство (e-government). Это одна из управленческих инноваций конца XX – начала XXI века.

Идеи электронного правительства появились с начала 1990-х годов XX века в ходе реализации административных реформ в западных странах. В процессе поиска средств, способных «работать лучше, а стоить меньше», выяснилось, что информационные технологии могут стать отличным подспорьем в решении сложившихся проблем, выступая в роли катализатора, а подчас и главного инструмента преобразований.

Появление электронного правительства оказало серьезное влияние на структуры и процессы государственного управления. Комплексная модель e-government позволила оптимизировать систему управления, и сделать это независимо от ведомственных и частных интересов чиновников, их субъективного отношения к реформам.

Электронное правительство открыло возможности более эффективного взаимодействия государства и гражданского общества, предоставило новые способы вовлечения граждан в процессы выработки и реализации государственной политики. Потенциал ИКТ позволил ставить новые цели реформ, которые ранее были недостижимы из-за технологических ограничений коммуникационной среды.

В 2002 году Правительство РФ приняло Федеральную целевую программу (ФЦП) «Электронная Россия 2002-2010 годы», которая должна была «помочь сделать Россию одной из ведущих информационных держав мира». Первый этап реализации ФЦП (2002-2006) начался с ведомственной информатизации, направленной на обеспечение постоянного присутствия органов власти в сети интернет, путем создания информационных веб-сайтов и их регулярного обновления. Параллельно стартовала реализация проектов по разработке электронных административных регламентов (ЭАР).

Второй этап реализации ФЦП «Электронная Россия» (2006 – по наст. время) ознаменовался ее новой редакцией. Практические результаты второго этапа станут известны не ранее 2015 г. Пока же трудности преобразований свидетельствуют о наличии серьезных проблем в этой сфере.

Основной проблемой построения системы электронного правительства в России по-прежнему остается простая информатизация и автоматизация имеющихся бюрократических процедур без пересмотра основополагающих принципов организации государственного.

Другой не менее важной проблемой создания электронного правительства в России является бессилие новых информационных технологий перед лицом чиновничества. Государственный аппарат в России не оказался заинтересованным в новациях, делающих его деятельность прозрачной и подотчетной обществу. Он по-прежнему защищает свои права на получение так называемой «статусной ренты». Помимо этого, чиновники сопротивляются внедрению ИКТ, так как это может грозить им сокращением аппарата, уменьшением бюджета и потерей ресурсов.

Несмотря на это, ИКТ постепенно проникают в деятельность каждого госчиновника. В этой связи следует отметить действующий портал государственных услуг Российской Федерации» — справочно-информационный Интернет-портал (сайт). Он обеспечивает доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах в Российской Федерации, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг. Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом Российской Федерации: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления.

17 октября 2009 года Правительство утвердило план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти.

1 апреля 2010 года на портале начал работать сервис авторизации («личный кабинет»), что предоставило пользователям возможность регистрироваться на сайте и отправлять документы на оформление различных услуг (до этого момента на портале можно было только найти справочную информацию).

Начиная с декабря 2010 года в Москве и других населенных пунктах стали устанавливаться инфокоммуникационные терминалы для связи с порталом госуслуг. Терминал позволяет получать доступные в электронном виде государственные и муниципальные услуги лицам, не имеющим доступа в Интернет. В феврале 2012 года была представлена новая версия портала. 13 апреля 2012 года число пользователей портала превысило 2 млн. В мае 2013 года у граждан появилась возможность входа на портал с использованием универсальной электронной карты. Функционирование портала Gosuslugi.ru, как государственного веб-сайта, осуществляется на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: