Повесть «Последний срок»

Сюжетным стержнем повести Распутина «Последний срок» является драматическое событие – прощание детей с умирающей матерью. Это событие раскрывает взаимоотношения внутри семьи, высвечивает характеры героев.

Главная героиня произведения - восьмидесятилетняя крестьянка Анна, воплощение идеи материнства и трудового долга, высоких и чистых духовных качеств.

Передавая неспешные мысли Анны, Распутин выстраивает историю её жизни. А жила она просто: работала, детей растила, время летело быстро в хлопотах и заботах… и так же было с её матерью, и с матерью матери. Анна остро ощущает себя связующим звеном в цепи поколений. Она убеждена в том, что человек рождается для того, чтобы «мир никогда не скудел без людей и не старел без детей». Выполнив свое предназначение на земле, она спокойно ждет смерти. Не боится Анна смерти и потому, что всегда чувствовала себя частью природы. Теперь единственное её желание - увидеть в последний раз разъехавшихся из родных мест детей, попрощаться с ними. Младший сын Михаил, оставшийся в деревне, собирает остальных телеграммой. И смерть отступает перед силой материнской любви. Анна оживает, ощутив рядом детей, что съехались проводить её в последний путь.

Но тут-то и выясняется, что семьи, как духовного сообщества, нет давно. Дети не навещают мать. По необходимости приезжает только старшая Варвара, а остальных «будто и на свете нету». Сестры постоянно выясняют, кто больше любит мать, кто более чуток. На самом деле приехавшие уже примирились с неизбежностью материнского ухода. Горечь и любовь, вспыхнувшие было перед лицом материнской смерти, сменяются в их сердцах прежним безразличием к судьбе матери, которое в конечном счете уже по-настоящему сводит ее в могилу.

Дети в повести изображаются через восприятие матери. Анна помнит те моменты, когда в них проявилось самое лучшее. Молодой Илья очень серьезно, с верой принимает материнское благословение перед уходом на фронт. Варвара видится в раннем детстве роющей ямку в земле, отыскивая в ней то, что никто еще не знает. Люся всем существом рвется с уходящего парохода навстречу матери, покидаемому дому. Михаил, ошеломленный рождением своего первенца, вдруг осознает неразрываемую цепь поколений, в которой он накинул “новое кольцо”.

Но теперь дети очень изменились. Писатель психологически тонко изображает пропасть между детьми и матерью. Илья –эгоист и приспособленец. Его бойкость и говорливость выдают натуру суетную, неглубокую, торопящуюся ко всему приноровиться, лишь бы себе не в убыток. Так веселым колобочком катится он по жизни. И лицо у него кажется нарисованным, будто свое продал или проиграл в карты чужому человеку.

Средняя дочь Люся, давно живущая в городе, претендует на интеллигентность. Ее коробят манеры и язык деревенский сестры Варвары и брата Михаила, их неделикатность. И в этом пренебрежении к близким людям проявляется отсутствие культуры и душевного такта. В некогда родных местах Люся видит лишь заброшенную, запущенную землю. Все ей здесь теперь чужое. За измену собственной природе она жестоко наказана нищетой собственной души - настолько безнадежной, что лишь на какие-то считанные мгновения смутно ощущает собственную трагедию.

Варвара, живущая в деревне, лучше других знает народные обряды, но в силу своей недалекости и излишнего рвения она раньше положенного приступает к исполнению обязанностей. Варвара не сумела, в отличие от Анны, стать настоящей хозяйкой и матерью. Она вечно скандалит с собственными детьми и жалуется на жизнь.

Из всех детей Анны грубоватый Михаил оказывается наиболее цельным и милосердным. Именно он понимает происходящее с матерью, которая с нетерпением ждет приезда самой любимой дочери. Михаил говорит матери, что Таньчора не приедет, потому что он отправил ей телеграмму, чтоб не приезжала. Сын берет на душу грех, обманывает мать, желая ее успокоить.

В повести Распутина дети Анны так и не смогли воспользоваться последним сроком, последним шансом, чтобы восстановить семью, объединиться, попросить у матери прощения. Их духовная нищета объясняется социальными причинами. Анна- крестьянка, а дети ее, за исключением младшего Михаила и Варвары, изменили деревне, прониклись к ней тем же равнодушием, что и к матери. А отрыв от своих корней, от своего рода, семьи, по мнению писателя, губителен для человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: