Экономические отношения - это всегда отношения между определенными социальными субъектами: производителями и потребителями материальных и духовных благ, их потребностями и интересами. Интересы формируются в процессе совместного труда людей, в рамках определенных производственных отношений. С другой стороны, экономические отношения, будучи первичными по отношению к экономическим интересам, всегда и в любом обществе проявляются именно через интересы.
Экономические интересы - это побудительные мотивы хозяйственной деятельности людей, обусловленные их местом в системе отношений собственности и общественного разделения труда, присущими им потребностям и поэтому интересы выступают мощными двигателями экономического прогресса, образуют ту «пружину», которая приводит в движение экономический механизм.
Очевидно, что экономические интересы у различных социальных групп далеко не одинаковы. Интересы порождены не биологической природой или абстрактной сущностью человека. Они определяются положением соответствующей социальной группы в обществе, ее местом в экономическом укладе общественной жизни, а в конечном счете, господствующими формами собственности. При всем разнообразии индивидуальных вкусов и запросов у мелкого производителя одни интересы; у наемного рабочего - другие; у предпринимателя - третьи.
|
|
Экономические интересы имеют весьма сложную структуру. Человек одновременно выступает и как индивидуум, и как представитель той или иной социальной группы. В соответствии с этим он является носителем весьма различных интересов.
Способы воздействия на интересы людей, с помощью которых обеспечивается их участие в производстве, весьма многообразны и определяются своеобразием той или иной экономической системы. Они неодинаково сочетаются на различных этапах развития общества. Если среди способов воздействия выделить главные, то они таковы: во-первых, внеэкономическое принуждение; во-вторых, экономическое воздействие на интересы людей; в-третьих, моральное и социальное побуждение трудовой активности.
Для удовлетворения потребностей необходимы продукты или блага. Продукт или благо является результатом производства. Каждый продукт характеризуется двумя свойствами: способностью удовлетворять ту или иную потребность и воплощенными в нем затратами общественного труда. Соответственно различают натурально - вещественную и общественную сторону продукта.
Совокупность механических, физических, химических и других полезных свойств делает продукт способным удовлетворять потребности людей, превращает его в потребительную стоимость. Существует гигантское разнообразие потребительных стоимостей. Это объясняется огромным многообразием самих потребностей людей.
|
|
Потребности, в отличие от желаний, объективны и выражают необходимость в материальных и духовных благах для обеспечения жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом. По мере развития общественного производства, науки и техники потребности людей все более умножаются и обогащаются. Вместе с этим открываются и все новые возможности их удовлетворения.
Движение общественного продукта так же непрерывно, как непрерывно течение жизни. Начавшись в производстве и пройдя через стадии распределения, обмена, оно завершается в потреблении. В связи с движением общественного продукта и складываются экономические отношения между людьми.
Между производством и потреблением существует сложная, диалектически противоречивая связь. При всей важности производства оно имеет смысл лишь тогда, когда служит потреблению. Потребление образует цель и одновременно движущий мотив производства, определяющий социальный заказ производству, предопределяет объем, структуру и качество общественного продукта.
Всякая удовлетворенная потребность порождает новую, часто более сложную. Рост и усложнение потребностей - мощная движущая сила развития производства. В то же время, сами потребности образуются отнюдь не произвольно, не из фантазии или прихотей человека. Их появление в решающей степени обусловлено самим производством. Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потребителем, образуют своеобразный механизм их взаимодействия, расширения возникающих между ними противоречий (рис. 2).
Рис. 2. Система общественного производства
Все эти стадии не существуют сами по себе, изолированно друг от друга, а образуют части единого целостного процесса, соединенные между собой прямыми и обратными связями.
Производство - исходный пункт, в котором возникает, создается сам продукт и с которого начинается его движение. В процессе производства человек приспосабливает вещества и силы природы к удовлетворению своих потребностей.
Распределение отчасти само входит в производство в виде распределения средств производства и, соответственно, членов общества по сферам и отраслям производства, экономическим регионам, предприятиям. В то же время распределение образует особую стадию в движении общественного продукта. Проблема здесь, отнюдь, не в том лишь что делить, но и в том, как делить.
Принципы, в соответствии с которыми осуществляется распределение, как и его организация, являются мощным стимулом, побудительным мотивом воздействия на производство. Если они неправильны, то есть противоречат объективным законам, то в таком случае распределение может серьезно тормозить, сдерживать развитие производства. Хорошо известно, например, что уравниловка, нарушающая присущий социализму принцип распределения по труду, снижает трудовую активность работников и отрицательно сказывается на темпах роста производства, ухудшает качество самого производимого продукта.
Обмен опосредует связь между производством и распределением, с одной стороны, и потребителем - с другой. Обмен, как и распределение, совершается и в самом производстве (в виде обмена деятельностью и способностями). А также и вне его, представляя собой самостоятельную функцию в движении продукта. Обмен продукта призван доставлять каждому участнику производства, каждому его звену определенные блага в соответствии с долей, устанавливаемой распределением. Обмен развивается вместе с углублением общественного разделения труда. Хорошо налаженный обмен обеспечивает непрерывность и согласованность производства, а любые нарушения на этой стадии (скажем, срыв договорных обязательств одного предприятия по поставкам комплектующих деталей другому) подрывают нормальный его ход, отрицательно сказываются на конечных результатах.
|
|
Потребление является завершающей стадией движения продукта. Именно здесь реализуется его потребительная стоимость. Потребление бывает двух видов. Производственное потребление является составным звеном самого процесса производства. Личное потребление. Начав движение с производства, продукт сразу, полностью или постепенно исчезает в потреблении, обеспечивая при этом воспроизводство самой жизни человека и его деятельности. Однако личное потребление - не просто физиологический или культурный акт. Важнейшей общественной функцией личного потребления является создание мощного импульса, стимула развития и совершенствования производства.
Любая экономика базируется на двух аксиомах: первая - потребности общества, его индивидов и институтов безграничны и неутолимы; вторая - экономические ресурсы редки и ограничены.
Редкость ресурсов, ограничивающая объемы производства, создает проблему экономического выбора, т.е. принятия решения о том:
· что и сколько производить? (какие товары, и в каких пропорциях создавать, а от каких отказываться);
· как производить? (какие формы организации производства и технологии применять, а от каких отказываться);
· для кого производить? (кто будет потреблять произведенный продукт или услугу, а кто нет, как распределять продукт).
Смысл выбора - эффективность, т.е. такое использование редких ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества. (Советский ученый Л.В. Канторович совместно с американским ученым Т. Купмансом получил в 1975 г. Нобелевскую премию по экономике за разработку теории оптимального использования ресурсов).
Оптимальность - это выбор из множества возможных (альтернативных) вариантов наилучшего, наиболее соответствующего определенным условиям и задачам.
|
|
Выбор целью общества эффективность экономики порождает много противоречий. Это вызвано тем, что эффективность имеет экономическое и социальное содержание. Экономическое содержание эффективности состоит в достижении максимума продукции максимального качества при минимальных затратах производительных ресурсов и времени. Социальное содержание эффективности означает, что всякое совершенствование производства должно идти на пользу людям и не вредить природе (рис. 3).
Рис. 3. Место маркетинга в системе общественного производства