Взаимоотношение судебной власти с Президентом Республики Беларусь, законодательной и исполнительной властями

Согласно ст. 84 п.п. 8-10 Конституции Республике Беларусь Президент с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов. Он же с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, а также непосредственно назначает шесть судей Конституционного Суда и иных судей Республики Беларусь. Совет Республики, кроме того, избирает шесть судей Конституционного Суда (ст. 98 п.3 Конституции). По совместному представлению Председателя Верховного Суда и Министра юстиции Республики Беларусь сроком на семь лет назначаются Президентом Республики Беларусь председатели и заместители председателей районных (городских), областных (Минского городского), межгарнизонных и Белорусского военного судов. По представлению Председателя Высшего Хозяйственного суда Президент Республики Беларусь из числа судей названного суда назначает Первого заместителя и заместителей Председателя этого Суда.

исполнительная власть в лице таких своих органов как Министерство юстиции и его Управления на местах (Управления юстиции при исполкомах областных и Минского городского Советов депутатов) осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов, т.е. их кадровое, ресурсное, организационное и информационное обеспечение (подробнее в гл.7). С другой стороны, судебная власть осуществляет проверку законности решений местных Советов депутатов, их исполнительных и распорядительных органов, которые ограничивают или нарушают права, свободы и законные интересы граждан (ст. 122 Конституции), а также законности действий и решений органов и должностных лиц исполнительной власти (ст. 60 Конституции). Судебный контроль в сфере государственного управления – эффективное средство борьбы с чиновничьим произволом и беззаконием, важнейшая гарантия соблюдения прав человека.

6. Общая характеристика полномочий судебной власти.

Ведущая функция судебной власти, ее главное назначение во всесторонней защите прав и свобод человека и гражданина, т.е. не карающая, а правозащитная задача.

Как записано в ст. 3 Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь, суды призваны охранять от посягательств гарантированные Конституцией и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Судебная власть выполняет в обществе общесоциальную функцию и потому содействует установлению в нем гражданского мира и согласия, стабильности и правопорядка, выполняет интегрирующую роль. Однако при непременном условии, что она служит не власти, а закону, праву, справедливости, истине. Поэтому гражданское общество всегда будет нуждаться в ней. Идея об извечности судебной власти, появившаяся в античные времена, актуальна и в наши дни. Наиболее лаконично и образно она выражена одним из дореволюционных государствоведов проф. В.М. Гессеном: “Какие бы события не происходили в стране – во время войны и во время мира, в период покоя и в эпоху смуты судебная власть остается неизменной: врач – лечит, учитель – учит, судья – судит”

Рассматривая взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели, следует указать и еще на то, что к компетенции судов отнесено рассмотрение их жалоб на отказ органов юстиции в регистрации общественных объединений, а также исков и представлений о прекращении деятельности партий и общественных объединений в связи с нарушением требований ст. 5 Конституции Республики Беларусь, запрещающей им заниматься деятельностью, имеющей целью насильственное изменение конституционного строя, либо пропагандой войны, возбуждением национальной, религиозной и расовой вражды (ст.ст. 17, 25 и 29 Закона РБ “Об общественных объединениях” от 4 октября 1994 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: