поведение может развиться под влиянием родителей, которые
все делают за своего ребенка, так, что ему вообще не приходит-
ся ни к чему прилагать собственных усилий. Такого ребенка
подавляет излишняя доброта родителей.
Если эта нереальная внешняя личина не срабатывает, если
она не может вызвать человечную реакцию родителей, то ре-
бенку от отчаяния приходится включать более радикальные
средства защиты. Он может отключиться от всего, кроме само-
го себя, чтобы не вызывать недовольства родителей или заста-
вить их проявить доброту и тепло. Ребенок может начать гово-
рить ровным, невыразительным механическим голосом. Мыш-
ление его становится зажатым, интересы сужаются, на родите-
лей он смотрит только искоса — короче, он дегуманизирует
себя, чтобы сделать родителей более человечными. Иногда он
даже доходит до того, что выворачивается перед родителями
наизнанку — мальчик становится «девочкой».
Тотальность реакции — это ключевое понятие. Потребность
в любви не есть нечто умственно-мозговое, что можно изме-
|
|
нить, изменив некоторые идеи и представления. Эта потреб-
ность проникает во все части организма, пронизывает его це-
ликом, без остатка, иногда уродуя человека как физически, так
и нравственно. Это искажение личности и патологические из-
менения тела и есть защита.
Если личность не может сдержать напряжения, связать его,
то возникают симптомы заболевания. Ребенок может начать
мастурбировать, сосать палец, грызть ногти или мочиться в
постель. Это приводит к большему облегчению. Очень часто,
ошибочно полагая, что они помогают ребенку, родители пы-
таются перекрыть эти пути снятия напряжения, чем лишь усу-
губляют проблему, заставляя ребенка искать другие, более
скрытые способы. Один пациент рассказывал мне, что он ре-
гулярно и постоянно пускал ветры, так как его родители были
уверены, что он страдает каким-то заболеванием желудка. Па-
циент говорил: «Мое пуканье было единственным, что они
воспринимали без раздражения, так как считали этот акт не-
произвольным».
Маленький ребенок не понимает, что проблемы в действи-
тельности не у него, а у его родителей. Он не понимает, что их