восприятия собственного «я». Нормальный ребенок, к которо-
му плохо относится учительница, отнесет это либо на счет ее
собственных проблем, либо на счет своей лености или плохого
поведения, то есть, другими словами, он прочувствует и пере-
живет это событие — изоляции личности от чувства в этом слу-
чае не происходит. Травма — в понятиях первичной теории —
это не отвержение ребенка каким-то социальным кружком свер-
стников. Травма — это то, что не переживается. То есть, это
реакция настолько сильная и ошеломляющая, что заставляет
вытеснить часть пережитого события в подсознание. Рыдания
ребенка на коленях у матери из-за того, что сверстники не при-
няли его в какую-то игру, это совсем не то же самое, что пони-
мание ребенком, что мать ненавидит его, и ему не к кому обра-
титься с его чувствами. Позже никакие конференции по воп-
росам детско-родительских семейных отношений не смогут
исправить положение. Ребенок, конечно, сможет понять, по-
чему мать раньше отвергала его, но это понимание ничего не
|
|
изменит в ранних неудовлетворенных потребностях, погребен-
ных в недосягаемых глубинах подсознания.
Означает ли первичная сцена, если она произошла в вашей
жизни, что вы стали невротиком навсегда, на веки вечные?
Первичная сцена представляет собой качественный бросок,
мгновенное смещение в новое состояние — в невроз. Никакая
забота, никакая любовь, как бы велики они ни были, никакое
ободрение не могут с этого момента устранить невроз. С каж-
дой новой травмой и с каждым новым подавлением личности
ребенка со стороны родителей невротическое состояние будет
углубляться. Если, скажем, в возрасте восьми лет, у ребенка
вдруг появится любящий родитель, то прежнее болезненное со-
стояние от этого не разрешится. Конечно, такой любящий ро-
дитель поможет ребенку, так как не произойдет усугубления не-
вроза, но он все же останется. Устранить невроз может только
боль — ощущение и переживание боли, которая скрыла под
собой часть нормальной реальной личности.
Главной потребностью организма является потребность в
ощущениях. Мы начинаем воспринимать чувства и ощу-
щения, когда удовлетворяются наши самые ранние потребно-
сти, когда нас берут на руки, ласкают, целуют, позволяют нам
свободно выражать эмоции, свободно двигаться и развиваться
с естественной, присущей нам быстротой. Если первичные ес-
тественные потребности удовлетворяются, то ребенок готов
воспринимать те ощущения, которые преподносит ему каждый
следующий день жизни. Если же эти главные потребности не
удовлетворены, то они превосходят все возможные чувства и
|
|
не дают ребенку ощущать полноту окружающей его реальнос-
ти. Настоящая реальность для невротика — это всего лишь пус-
ковой механизм, который включает вместо реальных восприя-
тий восприятие старых потребностей и обид, которые надо по-
пытаться разрешить.
Есть две причины, благодаря которым потребности и чув-
ства прошлого не осознаются. Часто чувство возникает и раз-
вивается до того, как человек начинает оперировать понятия-
ми, следовательно чувство не может быть выражено концепту-
ально. (Например, ребенок не может сознательно понимать, что
его нельзя слишком рано отлучать от груди). Во-вторых, даже
если чувство было осознано еще до развертывания первичной
сцены, он могло подавляться невротическими родителями и
поэтому к моменту первичной сцены ребенок не знает, что он,
собственно, чувствует и переживает. Если, например, ребенку
не разрешают плакать, либо из-за того, что мягкосердечные