Но сейчас от всей этой путаницы остается только трагическое
чувство глубочайшей печали.
Я забыл упомянуть о том, что сразу после того, как погово-
рил вчера с матерью, позвонил брату Теду. Разговор с ним в те-
чение одной — двух минут был каким-то ненормальным. Я рас-
сказал Теду, что собираюсь лечиться, и вообще рассказал ему
все, и он очень удивился. В частности, он спросил: почему я
это делаю? Я рассказал ему о своих несчастьях, о том, что стал
ненавидеть все вокруг. Но он не увидел в моем состоянии ни-
чего особенного. Тогда я попросил его вспомнить, как я, когда
мы жили в Бруклине, бил его, постоянно изводил и его и дру-
гого брата Билла, третировал их самым жестоким, низким и
подлым образом. Его ответ поразил меня: «Так поступают все
братья. Это часть роста и взросления». Он не смог ухватить бо-
лее общую идею. Он не понял, что значит жить со всей этой
неошущаемой болью, что она делает с организмом, и что она
делает с головой. Я сказал ему об этом. На это он ответил, что
всякий раз, когда на него находит паршивое настроение, он
утешается тем, что все могло быть и намного хуже. Представ-
ляю, что поступая так, он думает, что от этого исчезают его про-
блемы, но я очень сильно в этом сомневаюсь. Он просто про-
глатывает свою боль, как делают очень многие, и продолжает
жить, не ощущая ее. Он продолжал настаивать на своем, убеж-
дая меня, что ему, мне и всей нашей семье просто повезло, что
дела наши не пошли еще хуже; он сказал нам, что нам повезло,
так как мы не лишились своих родителей, что они не сгорели в
пожаре и не погибли в автомобильной катастрофе. Был даже
такой момент, когда он почти убедил меня, что я просто жалею
себя. Но потом все снова стало на свое место: то, что реально,
то реально, и боль от обиды тоже реальна, и процесс психоло-
гической защиты и отгораживания от боли, потеря чувствитель-
ности к ней — это тоже реально. И это есть достоверная реаль-
ность того, с чем я борюсь. Поэтому мне нет никакой пользы
считать себя счастливым, сравнивая мои несчастья с какими-
то теоретическими и абстрактными несчастьями. Это не при-
водит к умению чувствовать. Это дает только умственный, про-
думываемый, но не прочувствованный опыт. Это же мысль, а
не чувство — понимание того, что все могло быть намного хуже.