низм как психофизическое единство. Любой психотерапевти-
ческий подход, при котором врач хочет добиться длительного
и стойкого эффекта, по необходимости должен учитывать это
неразрывное единство психического и физического.
Мои возражения против кинестетической терапии, терапии
пассивных движений или плавательной терапии — то есть про-
тив методов, направленных на «освобождение» тела, — такие
же, как против терапевтических воззрений Райха в целом. Я бы
сказал, что любой чисто физический подход к лечению невро-
за страдает тем же изъяном «бестелесного» взгляда, так как тело
в этих случаях рассматривают как целостное единство, оторван-
ное от сознания и психики. Я не верю, что можно надолго и по-
настоящему освободить тело — это можно сделать лишь вре-
менно — если остается глубоко спрятанная первичная боль,
которая и производит физическое (также как и ментальное)
напряжение. Мне думается, что такие физические воздействия
являются, по своей природе, чисто символическими. Я уже упо-
|
|
минал об образчике такой терапии, когда человека ставят в круг
людей, взявшихся за руки, а потом предлагают пациенту выр-
ваться из круга. На мой взгляд, трудно придумать что-либо бо-
лее символическое.
Я убежден в том, что невозможно с помощью упражнений
очистить психику и разум от проникающих по нервным путям
во все уголки организма болезненных воспоминаний, призван-
ных сделать физическое тело больного более гибким и здоро-
вым. Болезненные, неосознаваемые воспоминания, находящи-
еся ниже уровня сознания, будут упрямо посылать импульсы
во все части организма, предупреждая его об опасности. Это
чувство опасности будет присутствовать, как я думаю, до тех
пор, пока больной не прочувствует и не разрешит ее. Только в
этом случае наступит истинная релаксация, и вот тогда-то бу-
дут полезны телесные упражнения, которые только в этом слу-
чае произведут стойкий эффект. Подобные же возражения я
могу высказать и против терапевтических подходов, предусмат-
ривающих направление пациента на путь «счастливого» мыш-
ления. Конечно, можно игнорировать первичные воспомина-
ния и заменить их «счастливыми» мыслями, но это не поможет
устранить и искоренить первичную боль. Согласно воззрени-