мости от психотерапевта, я стала опираться на него, а не на саму
себя. В таком виде терапия могла продолжаться бесконечно
долго без всякой надежды на какой бы то ни было прогресс. Я
убеждена, что посылка реальной терапии — то, что пациент,
который сможет поверить, что он представляет ценность для
психотерапевта, сможет потом перенести убеждение в своей
ценности и в другую обстановку, в другое окружение, — невер-
на и лжива. В первичной терапии я была отчуждена от врача. Я
чувствовала только себя, только свое одиночество, и поняла,
что истина состоит в том, что обо мне не позаботится никто,
кроме меня самой.
Первичная терапия позволила мне лицом к лицу встретить-
ся с причиной моей болезни; первичная терапия не учит меня
направить невротическое поведение по иному руслу. Терапия
реальности должна была заставить меня откреститься от про-
шлого, притвориться, что оно несущественно для настоящего
и не оставило никаких последствий. Но первичная терапия
показывает, что невозможно «забыть» прошлое с помощью про-
|
|
стого умственного усилия. Прошлое надо пробудить, вспом-
нить, и, что самое важное и главное, его надо заново прочув-
ствовать, чтобы освободиться от него и начать жить настоящим.
Впервые в жизни у меня появилась надежда, что пустота моей
жизни будет, наконец, заполнена, и я смогу сбросить с себя
тяжелое одеяло первичной боли».
Трансцендентальная медитация
Недавнее сумасшествие, поразившее студентов колледжей,
музыкантов и художников — трансцендентальная медитация —
активно пропагандируется индийскими йогами, например, Ма-
хариши Магеш Йоги. Медитация предусматривает непрерыв-
ное повторение мантры (санскритский стих, выражающий лич-
ные отношения человека с Божеством, например: «Пусть Бог
будет милостив ко мне»). При этом человек должен сосредото-
чить все свое внимание исключительно на образе Божества,
чтобы исключить отвлекающее воздействия всех внешних и
внутренних стимулов. Для углубления медитации используют