Визиты матери становились раз от раза все реже, она появля-
лась в интернате пьяная с разными мужчинами, а потом и во-
обще перестала навещать дочь. Сначала мать писала письма, в
которых объясняла, почему не может приехать, а потом пере-
стала и писать. Ребенок ощутил реальность своего одиночества,
девочка почувствовала, что брошена своей матерью. Девочка
начала избегать общения и контактов с другими людьми —
взрослыми и детьми, она изо всех сил старалась заглушить му-
чившее ее чувство, и изобрела воображаемую подругу, которая
всегда была с ней. Время шло, подруга постепенно начала го-
ворить с девочкой и рассказывать ей разные странные вещи.
Подруга говорила, что все люди настроены против девочки и
хотят изолировать ее от всех. Ребенок начал погружаться в пси-
хоз, чтобы уберечься от невыносимой реальности.
В обоих упомянутых случаях, как я думаю, именно реаль-
ность стала причиной возникновения нереальности, обе паци-
ентки стали безумными, чтобы не стать душевно здоровыми и
|
|
узнать и осознать правду. Им пришлось разорваться на куски,
если можно так выразиться, чтобы защититься от понимания
всей целостной правды.
Во время переживания первичной сцены, при столкнове-
нии лицом к лицу со страшной правдой, возникла альтерна-
тивная система зашиты, позволяющая скрыться от реальнос-
ти. Задачей этой защитной системы стала фрагментация прав-
ды и ее символизация, что позволило страдающему неврозом
ребенку разыгрывать свои чувства, не осознавая их природы.
Индивид начинает неосознанно лицедействовать. Но когда ре-
альность становится подавляющей — либо в связи с каким-то
потрясшим человека событием, либо в связи с приемом такого
лекарства, как ЛСД — и дальнейшая игра становится невозмож-
ной, над сознанием личности нависает страшная тень психоза.
На фоне приема ЛСД у больного нет большого простора для
разыгрывания чувства обычным путем. Человек, находящийся
под воздействием ЛСД не может погрузиться, например, в пи-
сательство: чувства слишком сильны и непосредственны. Они
должны быть символизированы либо ментально (причудливые
идеи или галлюцинации и наваждения), либо физически (от
неспособности пошевелить рукой до полной потери коорди-