Заповедь

Выше было отмечено, словами святого Афанасия Великого, что «Бог сотворил человека и возжелал, чтобы пребывал он в нетлении». Человеку в самом акте творения было дано бессмертие, «т. к. одно из благ Божеского естества есть вечность, – объясняет святитель Григорий Нисский, – то надлежало, чтобы устроение нашей природы не было лишено в ней участия, но, чтобы она сама в себе самой имела бессмертие и вложенною в неё силой познавала Превысшего и взыскала вечности Божией».[7]

Бессмертие даровано человеку как возможность стать таковым по благодати посредством свободного, без насилия со стороны Творца, достижения такого единства с Богом, при котором исключалась бы возможность отрыва человека от Него, от Бога, как Источника жизни. Ибо «бессмертие – не свойство души (или человека в целом – свщ.В.), но нечто всецело зависящее от взаимоотношений человека с Богом, его Господом и Творцом».[8] Такое утверждение исходит из учения Церкви о тварности мира и человека. Если было начало, то необходимо должен быть и конец твари, если она будет изолирована от жизненной энергии. Об этом св. Афанасий Великий говорит следующее: «По природе они (т.е. люди – свщ.В.) были тленны, но свойственного им по природе избегли бы по благодати, как причастники Слова, если бы пребывали добрыми; по причине соприсущего им Слова, не приблизилось бы к ним естественное тление, как говорит и Премудрость: Бог создал человека в неистление (Прем. 2:23), и во образ собственной Своей вечности».[9] Т.е. человек мог быть бессмертным не по своей природе, не сам по себе, а лишь в том случае, если бы он сохранил совершенную связь с Господом: «Я есмь путь и истина, и жизнь» (Иоан.14:6), «Я есмь воскресение и жизнь» (Иоан. 11:25).

Благий Бог даровал человеку как свободному существу возможность самому с помощью Божией возрастать в добродетели и этим, всё более и более уподобляясь Богу, по сходству с Ним, стяжать в необходимой полноте Духа Божия в сердце своём, Который и явился бы Хранителем нетления и бессмертия естества человеческого. Осуществить эту возможность праотцы Адам и Ева могли посредством исполнения заповеди Божией, запрещающей им вкушать от «дерева познания добра и зла» (Быт.2:17). «Господь изначала желая вразумить и внушить человеку, что у него есть Создатель и Творец, благоволил показать ему Свою власть в этой малой заповеди, – говорит св. Иоанн Златоуст, – Господь вверил человеку всё видимое и предоставил ему жить в раю, и пользоваться в нём всем. И чтобы человек, мало-помалу увлёкшись мыслью, не возмечтал слишком много о своём достоинстве, Господь Бог повелевает ему воздерживаться от одного дерева, дабы он знал, что находится под Владыкою и всем прочим пользуется по благости Владыки».[10]

Из этих слов святителя Иоанна Златоуста видно, что сия заповедь дана в целях (если можно так выразиться) педагогических, чтобы человек не возомнил о себе, как о существе самосущем, т.е. имеющим источник жизни в самом себе. Такая трагедия уже произошла на небе, в ангельском мире, когда Денница Светозарный, возомнив о себе, пал и с собою увлёк часть ангелов (см.: Ис. 14:12 – 15; Откр. 12:7 – 9). Сам факт исполнения этой заповеди помог бы человеку опытно научиться величайшей добродетели, которая должна полагаться в основу любой другой добродетели, и которая непременно удержала бы его от падения. Эта добродетель именуется смирением. Смирение – это приобретаемое опытом «познание своей несамобытности, осознание своей ничтожности без Бога… проистекающее из познания себя, т. е. познания полного бессилия своего естества в его отделённости от Бога, которое создаёт твёрдую психологическую базу для принятия человеком Бога, как единственного Источника жизни и всякого блага. Ибо только оно могло полностью и окончательно исключить возможность… горделивого мечтания стать «как Бог» без Бога (Быт. 3:5)».[11]

Вместе с заповедью Господь предостерегает человека: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт.2:17), – чтобы человек знал наперёд о страшных последствиях непослушания Богу, которые суть тление и смерть. Господь не пугает, как некоторые думают. Нет. Он именно предостерегает, увещевает, предупреждает людей, что если они добровольно уклонятся от всеблагой воли Божией, то они тем самым порвут связь с Источником жизни и нетления – Богом; а порвав эту живительную связь с Ним, люди непременно станут подвержены тлению и смерти. «Человек, как сотворённый из ничего, по природе смертен, но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное стремление к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным… Будучи же нетленным, человек жил бы уже как Бог, о чём даёт разуметь и Писание: «Аз рех: бози есте и сынове Ввышняго вси» (Пс. 8:6)» (св.Афанасий Великий).[12]

Священное Писание не говорит нам, сколько времени продолжалось блаженное пребывание Адама и Евы в раю. Но мы ясно можем из всего контекста Библии понять, что это блаженство людей возбудило нестерпимую зависть диавола, который некогда по своей гордыне лишился его сам. Для диавола и его клевретов всякое благо, всякий мир, порядок, невинность, послушание, блаженство стали невыносимы и ненавистны. Поэтому он пытается лишить всех этих благ людей. Таково, кстати, свойство сей страшной страсти зависти. «Зависть есть скорбь о благополучии ближнего», – говорит святитель Василий Великий в своей беседе о зависти. Действительно, завистник не ищет того, что ему могло бы быть полезно, но того, что ближнего может опечалить. И как жуки питаются нечистотами, так и эти находят для себя пищу в несчастьях других. Поистине, зависть превращает разумное существо в лютого демона!..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: