Ювелирное искусство рококо. И. Позье

Иеремия Позье был швейцарец. Он родился в Женеве в 1716 году, а 1729-ом его отец вместе с сыновьями приехал в в Санкт-Петербург искать счастья. В 15 лет Иеремию отец записал в ученье к придворному бриллиантщику французу Граверо и вскоре умер. Иеремия же оказался очень талантлив и вскоре стал главным помощником Граверо.


Шпильки для волос
Бриллианты серебро. Середина XVIII века.
Ювелир И.Позье (?)

Императрица Анна Иоанновна, которая часто приказывала Граверо приходить со своими мастерами в ее покои и работать там на ее глазах, обратила на Иеремию внимание. Иеремия открыл собственную небольшую мастерскую и, благодаря знакомству с императрицей стал получать много заказов и приобрел большие знакомства при дворе.

Позье проработал в российской столице много лет, его называли «придворным ювелиром трех императриц», а в числе его заказчиков была вся петербургская знать. После себя, помимо прекрасных ювелирных произведений, он оставил также «Записки придворного брильянщика» — о жизни и работе в России.

Среди работ И. Позье в Эрмитаже хранится замечательная золотая табакерка, покрытая чеканным орнаментом и украшенная бриллиантами и сапфирами. Пунцированный фон ее крышки украшен золотыми ветвями и цветами, все бриллианты заключены в серебряный каст, нейтрализующий желтоватый блеск золота, оттого драгоценные камни представляются более прозрачными и блестящими. Крупный сапфир в центре табакерки представляет собой крупный цветок (или плод), как бы помещенный в корзину.


1740-е гг. Мастер Иеремия Позье Санкт-Петербург
Золото, серебро, бриллианты, сапфиры, кварц, чеканка, полировка, пунцирование

Для аристократических дам из высшего света И. Позье выполнял ювелирные букеты из великолепных камней, разных по цвету, огранке и происхождению. Такие букеты знатные дамы обычно носили на поясе или плече, иногда прикрепляли к лифу платья.

Все камни такого букета закреплялись в серебряные оправы, а золото служило лишь для соединения отдельных цветков в букет. Часто для курьеза и живости впечатления И. Позье вставлял в букет маленькие фигурки какого-нибудь насекомого — стрекозы, бабочки или жука. Когда в XIX веке ювелирные букеты демонстрировались в Галерее драгоценностей Эрмитажа, для них были сделаны специальные вазочки.


Букет цветов (Золото, серебро, драгоценные и поделочные камни, хрусталь; гранение, полировка) Букет: 11.7х23 см, вазочка: 5.5х8.5 см Позье, Иеремия


Букет цветов (Золото, серебро, драгоценные и поделочные камни, стекло, ткань; гранение, полировка) 13х19 см
Позье, Иеремия. Россия. Санкт-Петербург. 1740-е гг

Крупно:



Букет цветов (Золото, серебро, драгоценные и поделочные камни, стекло, ткань; гранение, полировка) 14х12.5 см
Позье, Иеремия. Россия. Санкт-Петербург. 1740-е гг.



Большой букет Екатерины II.
Авторство также приписывают Позье. Впервые букет украсил туалет Екатерины в 1760 году. Букет сделан из изумрудов и бриллиантов. Под бриллианты подложена разноцветная фольга, что даёт эффект многокрасочности. Единственный 15-каратный алмаз имеет природный сиренево-розовый цвет.

Большая императорская корона была практически последним ювелирным произведением Иеремии Позье, изготовленным в России. Она была создана для коронации императрицы Екатерины II Великой в 1762 году. Двум знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие — корона должна была весить не более пяти фунтов (два килограмма). Георг-Фридрих Экарт был автором эскизов, а Иеремия Позье занимался подбором камней и изготовлением. Корона была создана всего за два месяца, и стала самой знаменитой короной Российской империи до заката монархии, олицетворявшей верховную власть в стране. Великолепный венец и по сей день в своей красоте не уступает самым пышным образцам европейских королевских домов.
Большая корона Российской империи изготовлена в виде головного убора восточных традиций. Она состоит из двух серебряных полушарий, олицетворяющих соединение Востока и Запада на территории Российской империи и объединяющей два континента в победе над османами. Мастера оправили в серебро 4936 бриллиантов, подчеркнув сверкание бриллиантового кружева двумя рядами крупных матовых жемчужин. Высота короны с крестом составляет 27,5 см. Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви — символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и желуди, символизирующие крепость и прочность власти. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко красного цвета — благородная шпинель.

Позье был очень честным и доверчивым человеком. Часто делал изделия в долг и за свои деньги, в результате нередко материально страдал. Боязнь совсем потерять нажитые средства, он покинул Россию в начале царствования императрицы Екатерины II. В январе 1764 г., через два года после изготовления императорской короны, вместе с женой и взрослыми дочерьми он вернулся в родную Женеву. Нажитые им средства дали ему возможность хорошо устроиться на своей родине в Швейцарии. Он умер в Женеве в декабре 1779 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: