Особенности отсроченного воспроизведения у глухих детей

Как показывают многие экспериментальные исследования, длительность сохранения какого-либо материала в памяти, а также успешность его актуализации во мнюгом зависят от того, насколько многообразными и содержательными были связи, ус­тановленные между запоминаемыми объектами, а также между ними и прошлыми знаниями.

По данным Г. Эббингауза (1912), изучавшего запом.инание и сохранение в памяти бессмысленных слогов, обнаруживается резкое забывание этих полностью заученных слогов уже в первые часы после заучивания. Иные отношения наблюдаются в том случае, если запоминается осмысленный рассказ с полным по­ниманием его содержания. Основное содержание рассказа мо­жет сохраняться в памяти многие годы.

Запоминание материала на длительный срок требует более глубокого осознания его содержания, чем запоминание материа­ла, нацеленное на скорое его воспроизведение.

Поэтому не удивительно, что затруднения глухих в воспроиз­ведении ранее заученного материала становятся тем очевиднее, чем длительнее срок между запоминанием и воспроизведением. Многие педагоги хорошо знают из практики, что глухие дети час­то оказываются беспомощными при необходимости воспроизвес­ти старые знания. Об этом же свидетельствуют данные психоло­гических опытов. Так, в исследовании Д. М. Маянц (1940, б) было установлено, что своеобразие памяти глухих значительно увеличивалось при отсроченном воспроизведении по сравнению с данными непосредственного воспроизведения. Интересные ре­зультаты были получены в исследовании В. Г. Петровой (1951). В нем было показано, что особенности воспроизведения вновь заучиваемого словесного материала, свойственные всем глухим


детям, учащимся III—V классов, выступают особенно отчетли­во у слабых учеников. Было обращено также внимание на то, что глухие лети сравнительно редко совсем забывают слова, заучен­ные ранее, хотя они далеко не всегда могут их воспроизвести. Для детей оказалась характерной неустойчивость воспроизведе­ния, выражающаяся в том, что одни и те же слова в одних ус­ловиях воспроизводились, а в других—нет.

Глухие дети часто затрудняются в припоминании уже имею­щихся у них знаний. Особенно отчетливо это обнаруживается, когда необходимо использовать знания для решения какой-либо новой задачи. В исследовании Ж. И. Шиф (1961) было показа­но, что глухие учащиеся VI класса либо совсем не могли актуа­лизировать те знания, которые были нужны для решения задач относительно различных явлений природы, либо вспоминали сведения по определенному вопросу в той системе и последова­тельности, в которой их раньше заучили. Они при этом не вы­деляли из всей совокупности знаний по данному вопросу тех именно сведений, которые были необходимы, чтобы верно ре­шить задачу. Глухие учащиеся VIII класса справлялись с ана­логичными заданиями уже значительно более успешно (резуль­таты приведенного исследования анализируются более подробно в главе «Решение задач»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: