Как показывают многие экспериментальные исследования, длительность сохранения какого-либо материала в памяти, а также успешность его актуализации во мнюгом зависят от того, насколько многообразными и содержательными были связи, установленные между запоминаемыми объектами, а также между ними и прошлыми знаниями.
По данным Г. Эббингауза (1912), изучавшего запом.инание и сохранение в памяти бессмысленных слогов, обнаруживается резкое забывание этих полностью заученных слогов уже в первые часы после заучивания. Иные отношения наблюдаются в том случае, если запоминается осмысленный рассказ с полным пониманием его содержания. Основное содержание рассказа может сохраняться в памяти многие годы.
Запоминание материала на длительный срок требует более глубокого осознания его содержания, чем запоминание материала, нацеленное на скорое его воспроизведение.
Поэтому не удивительно, что затруднения глухих в воспроизведении ранее заученного материала становятся тем очевиднее, чем длительнее срок между запоминанием и воспроизведением. Многие педагоги хорошо знают из практики, что глухие дети часто оказываются беспомощными при необходимости воспроизвести старые знания. Об этом же свидетельствуют данные психологических опытов. Так, в исследовании Д. М. Маянц (1940, б) было установлено, что своеобразие памяти глухих значительно увеличивалось при отсроченном воспроизведении по сравнению с данными непосредственного воспроизведения. Интересные результаты были получены в исследовании В. Г. Петровой (1951). В нем было показано, что особенности воспроизведения вновь заучиваемого словесного материала, свойственные всем глухим
|
|
детям, учащимся III—V классов, выступают особенно отчетливо у слабых учеников. Было обращено также внимание на то, что глухие лети сравнительно редко совсем забывают слова, заученные ранее, хотя они далеко не всегда могут их воспроизвести. Для детей оказалась характерной неустойчивость воспроизведения, выражающаяся в том, что одни и те же слова в одних условиях воспроизводились, а в других—нет.
Глухие дети часто затрудняются в припоминании уже имеющихся у них знаний. Особенно отчетливо это обнаруживается, когда необходимо использовать знания для решения какой-либо новой задачи. В исследовании Ж. И. Шиф (1961) было показано, что глухие учащиеся VI класса либо совсем не могли актуализировать те знания, которые были нужны для решения задач относительно различных явлений природы, либо вспоминали сведения по определенному вопросу в той системе и последовательности, в которой их раньше заучили. Они при этом не выделяли из всей совокупности знаний по данному вопросу тех именно сведений, которые были необходимы, чтобы верно решить задачу. Глухие учащиеся VIII класса справлялись с аналогичными заданиями уже значительно более успешно (результаты приведенного исследования анализируются более подробно в главе «Решение задач»).