В структуре познавательной деятельности человека наглядно-действенное мышление занимает как бы промежуточное положение между восприятием и практической деятельностью, с одной стороны, и словесно-логическим мышлением — с другой. При этом в функционировании наглядно-действенного мышления речь участвует в меньшей степени и иначе, чем в процессе словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление необходимо в тех случаях, когда задача, данная в наглядной форме, должна быть решена при помощи действия. В раннем детстве мышление ребенка носит наглядно-действенный характер.
При нормальном развитии благодаря включению речи во все формы познавательной деятельности ребенка в его мышлении устанавливаются взаимосвязи между словом и действием, преобразующиеся в процессе развития.
В продессе мыслителыной деятельности человека различные виды мышления сосуществуют, находятся в сложном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что наглядно-действенное мышление человека в процессе развития не заменяется полностью словесно-логическим мышлением, а продолжает сохранять свое значение для решения определенных задач. В частности, таких задач много в повседневной практике, в различных учебных ситуациях и в трудовой деятельности человека.