Личность глухого ребенка формируется своеобразно прежде всего из-за трудностей, которые он испытывает в общении с окружающими слышащими людьми. Эти трудности в наибольшей степени отражаются в характере глухих, так как именно характер непосредственно зависит от общественных взаимоотношений, в которые вступает человек. Особенности характера, интересов и склонностей у глухих детей по сравнению со слышащими обусловлены замедленным овладением словесной речью, что в свою очередь сказывается на развитии мышления, формировании по-знавательных интересов, мировоззрении, понимании человеческих отношений. Нарушение слуха препятствует развитию способностей у глухих только в том смысле, что они не могут обладать специальными способностями, строящимися на базе высокого развития слуха и речи (музыкальные способности, ораторское искусство и др.). Вместе с тем практика обучения глухих детей и высокие достижения глухих в различных областях трудовой, научной и художественной деятельности свидетельствуют о наличии у них таких же общих способностей, как и у слышащих, и о возможности полной компенсации в психическом развитии глухих.
|
|
Психологические вопросы личности глухого еще очень мало исследованы. Материал, приводимый в главах этого раздела, освещает лишь немногие стороны личности (осознание товарищеских отношений и самооценка; отношение глухих к профессиям и осознание в этой связи собственного дефекта; развитие интересов у глухих детей). Систематический анализ всех вопросов психологии личности глухого — дело будущего.