Религия и просвещение

Определенное влияние на духовную жизнь рус­ских, украинцев и белорусов оказала религия. В конце XIX — начале XX в. у восточнославянских народов господствовало так называемое бытовое православие, характеризовавшееся ярко выражен­ным синкретизмом — сложным переплетением архаических дохристианских и более поздних хри­стианских верований и представлений. В силу ис­торических условий развития часть белорусско-


го и украинского народов подверглась влиянию соседей — католиков. Так, 25% белорусов, про­живавших на родине, являлись католиками. В быту и культуре наблюдались некоторые разли­чия между православными и католиками: в одеж­де, питании (прежде всего в связи с несовпадени­ем сроков постов) и в проведении церковных об­рядов.

На Черноморское побережье прибывали пред­ставители различных вероисповеданий. В первые годы пребывания на новых местах роль религии среди восточнославянских поселенцев была зна­чительно ослаблена: не было ни церквей, ни свя­щеннослужителей. А.В. Верещагин, побывавший в Сочинском округе в 70-х гг. XIX в., отмечал, что жители жалуются на отсутствие церквей, что дети их растут некрещеными, а умерших погре­бают без духовного напутствия, и что в празд­ники вместо церкви поселяне от скуки проводят время в духане. Очевидец также высказывался об острой необходимости "поддержать дух право­славия в среде христиан", что дало бы нравствен­ные силы для преодоления столь трудных усло­вий жизни переселенцев.

В последующие годы, по мере возможности, на­чалось строительство церквей и других культовых зданий. По данным на 01.01.1893 г., в Черномор­ской губернии имелось 10 часовен и молитвенных



       
   
 
 



СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


     
 
 
 

домов, 7 каменных и 6 де­ревянных церквей и мона­стырей православного ве­роисповедания и 1 культо­вое сооружение — непра­вославного вероисповеда­ния.

К 1904 г. функциониро­вали церкви в селениях Лазаревке, Красной По­ляне, Адлере и собор Ми­хаила Архангела в посаде Сочи. По сведениям из справочной книги "Чер­номорское побережье Кавказа" (Пгр., 1916), в начале XX в. церковь име­лась и в дер. Тихоновка, а

в 1902 г. в горах по дороге от Адлера в Красную Поляну был основан Свято-Троицкий мужской монастырь. Основателем последнего являлся монах Старо-Афонского монастыря отец Маркиан, кото­рый затем стал его настоятелем. В 1907 г. началось строительство церкви в дер. Ахштырь.

Приводимые ниже данные о численности пра­вославных Сочинского участка на 1891 г. — 3605 человек (62,04% населения) — не дают возможнос­ти определить из них количество русских, украин­цев и белорусов, так как в это число вошли пред­ставители других православных народов: греки, молдаване, грузины, единичные семьи чехов и эс­тонцев.

По сведениям на 01.01.1916г., можно определить численность русских (православных и сектантов): в Черноморской губернии они составляли 119921 человек, в Сочинском округе — 22170 человек, а в посаде Сочи — 9653 человека. Необходимо учи­тывать, что в это число были включены и украин­цы, и белорусы.

В деле просвещения также было много пробе­лов и проблем. В селениях, где имелись церкви, как правило, были и церковноприходские школы, в которых обучали детей Закону Божию. Если в по­селке проживали образованные люди, то они по собственной инициативе учили детей грамоте. Так, по сведениям старожила дер. Волковка B.C. Май-данюка, рядом с дер. Кузьминка (ныне Волковка) — в имении московской графини — была органи­зована школа для крестьянских детей, в которой учился и сам информатор.

В конце XIX — начале XX в. на побережье ста­ли открываться и государственные — министерс­кие школы или училища. По данным на 1904 г., школы функционировали в следующих населен­ных пунктах: Красноалександровская, Лазаревка,


Третья Рота, Четвертая Рота, Навагинка, Эстон­ская, Красная Поляна, Лесная, Ахштырь, Дзых-ра, Аибга, быв. Стаховича. В этих школах зани­мались дети и из близлежащих деревень. Однако из-за отсутствия дорог и троп, постоянных раз­ливов рек и ручьев, отдаленности учебных заве­дений, многие родители не отпускали своих де­тей в школу.

Крестьянским детям предоставлялась возмож­ность учиться и в гимназиях. Так, в посаде Сочи функционировала мужская гимназия, в которой, по данным на 01.01.1916г., из 163 учащихся (из них 119 — русские) 41 человек был крестьянского со­словия.

В целом на нужды народного просвещения пра­вительство отпускало мизерные средства; немно­гочисленные школы побережья охватывали незна­чительное число детей.

Необходимо отметить, что на развитие укра­инского и белорусского языков определенное влияние оказала и русификаторская политика правительства. Обучение в школах, а также ве­дение различного рода делопроизводства шло на русском языке, который со временем стал и язы­ком межнационального общения. А украинский и белорусский языки сохранялись на бытовом уровне.

Заканчивая краткий обзор духовной культуры восточнославянского населения Черноморского


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего





побережья, необходимо отметить, что ее разви­тие происходило в условиях общей неустроенно­сти жизни переселенцев, которая была связана со сложными социально-экономическими и истори­ческими процессами в России в конце XIX — на­чале XX в.

Этот период развития духовной культуры восточ­нославянских переселенцев характеризуется нача­лом внутриэтнической консолидации русских, ук­раинцев и белорусов. Среди них происходило сгла­живание локальных этнографических особенностей (выходили из употребления диалекты и говоры, ис­чезали фольклорные традиции и т.д.) и формирова­ние культурной однородности. В дальнейшем это


способствовало образованию общевосточнославян­ского культурного комплекса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: