Принцип участия в осуществлении правосудия народных заседателей или присяжных заседателей

Значимость судебной власти в государстве определяется не только тем, в каких взаимосвязях она находится с законода­тельной и исполнительной властями, но и отношением народа к се институтам, доверие которого создается на базе упорядочен­ного контроля с его стороны. Формы этого контроля разнооб­разны и зависят от особенностей государства, традиций народа.Присяжные заседатели образуют самостоятельную от профессиональных судей коллегию. Их количество может быть разным, от 7 до 12 человек, но, как правило, 12 человек. От них не требуется никакой специальной юридической подготовки. Они выносят свой вердикт (решение) на основе непосредствен­ного восприятия того, что происходит в судебном заседании. Равных и одинаковых прав с профессиональными судьями при осуществлении правосудия они не имеют. Коллегия присяжных заседателей выносит вердикт только по поставленным. перед ней вопросами. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, кол­легия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслу­живает ли подсудимый снисхождения. Профессиональный су­дья в суде присяжных выносит обвинительный или оправда­тельный приговор. При наличии обвинительного вердикта при­сяжных заседателей судья всегда выносит обвинительный приговор. Он единолично назначает подсудимому наказание. В случае вынесения присяжными оправдательного вердикта судья выносит оправдательный приговор. Компетенция народных заседателей и профессиональ­ных судей при осуществлении правосудия одинакова. Они совместно рассматривают все вопросы, включая и те, которые ка­саются виновности и наказуемости лица, и выносят простым большинством голосов свое решение. Председательствующим в судебном заседании является профессиональный судья. При голосовании он подает свой голос последним.На протяжении своего существования деятельность на­родных заседателей подвергалась критической оценке и вноси­лись предложения по совершенствованию их работы. Некото­рые юристы пришли к выводу, что институт народных заседа­телей не оправдал своего предназначения и с середины 80-х го­дов активно начал обсуждаться вопрос о возможности учрежде­ния суда присяжных.

Закон «О судоустройстве и статусе судей Республики Беларусь» от 13 января 1995 г. предусмотрел организацию суда присяжных. Однако в этой части Закон оказался не реализован­ным. В Республике Беларусь продолжают функционировать на­родные заседатели.

Верховный Совет Республики Беларусь 7 июня 1996 г. издал Временное положение о порядке утверждения списков народных заседателей '. Согласно этому нормативно-правовому акту, народными заседателями могут быть граждане Республи­ки Беларусь, достигшие возраста 25 лет, а народными заседате­лями военных судов- граждане Республики Беларусь, состоя­щие на действительной военной службе..

Народными заседателями не могут быть лица: I) признанные ограниченно дееспособными или недееспособ­ными либо страдающие хроническим, психическим или иным заболеванием; 2) привлеченные к уголовной ответственности либо судимые за совершение преступления; 3) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; 4) занимающие должности, не совместимые с исполнением обязанностей на­родных заседателей (депутаты, члены Правительства, судьи, служащие аппарата судов, работники органов прокуратуры, служащие органов внутренних дел и государственной безопас­ности, адвокаты, священнослужители).

Количество народных заседателей устанавливается: для районных (городских), межгарнизонных военных судов - 35 народных заседателей на одного судью; для областных, Мин­ского городского судов, Белорусского военного суда -25 народных заседателей на одного судью; для Верховного Су­дьи Республики Беларусь - 10 народных заседателей на одного судью.

Подбор кандидатов и составление списков народных за­седателей осуществляется управлениями юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов сроком на пять лет на основании списков избирателей по выборам в мест­ные советы или высшие органы власти из числа граждан, посто­янно проживающих на территории района, города, области. За­тем эти списки утверждаются соответствующими исполнитель­ными комитетами. Так, списки народных заседателей районных (городских) судов утверждаются районным (городским) испол­нительным комитетом, областных судов, Минского городского суда, областным исполнительным комитетом, Минским город­ским исполнительным комитетом. Списки народных заседате­лей Верховного Суда Республики Беларусь утверждаются Сове­том Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Списки народных заседателей военных судов состав­ляются сроком на пять лет и утверждаются командирами воин­ских частей.

Народные заседатели приносят присягу на общем соб­рании народных заседателей в присутствии судей и представи­телей исполнительного комитета (командира воинской части), а в Верховном Суде Республики Беларусь - в присутствии судей Верховного Суда и депутатов парламента.

Народные заседатели призываются к исполнению обя­занностей в судах в порядке очередности. За участие в рассмот­рении дел им осуществляются судом выплаты за счет средств, выделяемых на эти цели из государственного бюджета.

Народные заседатели могут быть освобождены от ис­полнения своих обязанностей в суде до окончания срока полно­мочий в связи с длительной болезнью, а также по их просьбе по другим уважительным причинам.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: