Значимость судебной власти в государстве определяется не только тем, в каких взаимосвязях она находится с законодательной и исполнительной властями, но и отношением народа к се институтам, доверие которого создается на базе упорядоченного контроля с его стороны. Формы этого контроля разнообразны и зависят от особенностей государства, традиций народа.Присяжные заседатели образуют самостоятельную от профессиональных судей коллегию. Их количество может быть разным, от 7 до 12 человек, но, как правило, 12 человек. От них не требуется никакой специальной юридической подготовки. Они выносят свой вердикт (решение) на основе непосредственного восприятия того, что происходит в судебном заседании. Равных и одинаковых прав с профессиональными судьями при осуществлении правосудия они не имеют. Коллегия присяжных заседателей выносит вердикт только по поставленным. перед ней вопросами. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения. Профессиональный судья в суде присяжных выносит обвинительный или оправдательный приговор. При наличии обвинительного вердикта присяжных заседателей судья всегда выносит обвинительный приговор. Он единолично назначает подсудимому наказание. В случае вынесения присяжными оправдательного вердикта судья выносит оправдательный приговор. Компетенция народных заседателей и профессиональных судей при осуществлении правосудия одинакова. Они совместно рассматривают все вопросы, включая и те, которые касаются виновности и наказуемости лица, и выносят простым большинством голосов свое решение. Председательствующим в судебном заседании является профессиональный судья. При голосовании он подает свой голос последним.На протяжении своего существования деятельность народных заседателей подвергалась критической оценке и вносились предложения по совершенствованию их работы. Некоторые юристы пришли к выводу, что институт народных заседателей не оправдал своего предназначения и с середины 80-х годов активно начал обсуждаться вопрос о возможности учреждения суда присяжных.
|
|
Закон «О судоустройстве и статусе судей Республики Беларусь» от 13 января 1995 г. предусмотрел организацию суда присяжных. Однако в этой части Закон оказался не реализованным. В Республике Беларусь продолжают функционировать народные заседатели.
Верховный Совет Республики Беларусь 7 июня 1996 г. издал Временное положение о порядке утверждения списков народных заседателей '. Согласно этому нормативно-правовому акту, народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 25 лет, а народными заседателями военных судов- граждане Республики Беларусь, состоящие на действительной военной службе..
|
|
Народными заседателями не могут быть лица: I) признанные ограниченно дееспособными или недееспособными либо страдающие хроническим, психическим или иным заболеванием; 2) привлеченные к уголовной ответственности либо судимые за совершение преступления; 3) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; 4) занимающие должности, не совместимые с исполнением обязанностей народных заседателей (депутаты, члены Правительства, судьи, служащие аппарата судов, работники органов прокуратуры, служащие органов внутренних дел и государственной безопасности, адвокаты, священнослужители).
Количество народных заседателей устанавливается: для районных (городских), межгарнизонных военных судов - 35 народных заседателей на одного судью; для областных, Минского городского судов, Белорусского военного суда -25 народных заседателей на одного судью; для Верховного Судьи Республики Беларусь - 10 народных заседателей на одного судью.
Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляется управлениями юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов сроком на пять лет на основании списков избирателей по выборам в местные советы или высшие органы власти из числа граждан, постоянно проживающих на территории района, города, области. Затем эти списки утверждаются соответствующими исполнительными комитетами. Так, списки народных заседателей районных (городских) судов утверждаются районным (городским) исполнительным комитетом, областных судов, Минского городского суда, областным исполнительным комитетом, Минским городским исполнительным комитетом. Списки народных заседателей Верховного Суда Республики Беларусь утверждаются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Списки народных заседателей военных судов составляются сроком на пять лет и утверждаются командирами воинских частей.
Народные заседатели приносят присягу на общем собрании народных заседателей в присутствии судей и представителей исполнительного комитета (командира воинской части), а в Верховном Суде Республики Беларусь - в присутствии судей Верховного Суда и депутатов парламента.
Народные заседатели призываются к исполнению обязанностей в судах в порядке очередности. За участие в рассмотрении дел им осуществляются судом выплаты за счет средств, выделяемых на эти цели из государственного бюджета.
Народные заседатели могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей в суде до окончания срока полномочий в связи с длительной болезнью, а также по их просьбе по другим уважительным причинам.