Детям передаются не грехи родителей, а следствия их грехов: определенные генетические расстройства и предрасположения к грехам. Однако человек может преодолеть эти врожденные наклонности и достигнуть высокого нравственного совершенства. Поэтому переоценивать значение наследственности для духовной жизни человека не следует. Более явно проявляет себя наследственность с психическими и телесными заболеваниями. Это мы видим на примере пьяниц и наркоманов, у которых нередко рождаются дети с уже органическими болезнями. Поэтому родители должны чувствовать свою ответственность за грехи и пагубный образ жизни не только по отношению к себе, но и к будущим потомкам.
На вопрос о том, отвечают ли дети за грехи своих родителей, существуют разные ответы (в частности, ссылаются на Книгу пророка Иезекииля, когда говорят, что не отвечают). Однозначного ответа быть не может?
Дети не отвечают за грехи родителей в прямом смысле этого слова, то есть не получат за родителей наказание на Страшном суде; но грехи родителей создают отягощенную наследственность, с которой человеку надо будет; более интенсивно бороться. Эта наследственность как расположение к греху небезусловна, она не связывает свободной воли человека. Поэтому для детей самых тяжелых и гнусных грешников также открыт путь к спасению. Однако родители должны помнить, что их грехи - не только их личное дело, а причина трудностей и страданий для их детей. Теперь некоторые модернисты в богословии путают понятия первородного греха и родительского греха. Первородный грех разорвал союз с Богом, поставил человечество через его представителя Адама во власть сатаны. Этот грех требовал искупления, которое изменило бы духовную ситуацию мира и возобновило бы союз человека с Богом. А родительские грехи можно сравнить с наркоманией или алкоголизмом, которые генетически отражаются на организме будущего ребенка.
Вопрос священника. Священники нашего прихода говорят, что сейчас дети уже не несут наказания за грехи своих родителей, ссылаясь на ветхозаветное пророчество (их этому учат в семинарии), а я учу прихожан обратному.
Один из догматов, наиболее ненавистный для либералов и модернистов, - это учение о первородном грехе, в котором участвует и за который несет ответственность все человечество. Первородный грех и родительские грехи коренным образом отличаются друг от друга. Адам являлся представителем человечества, и все человечество было потенциально заключено в нем. Грех Адама был волевым и сознательным разрывом его союза с Богом и отданием себя вместе с потомками во власть сатаны. Первородный грех изменил все векторы истории и произвел катастрофические изменения в космосе: человек стал тленным и смертным. Этой участи подверглись все живые существа. Даже физические законы природы оказались измененными и деформированными. Самое страшное последствие греха - это власть сатаны, который стал «князем этого мира». К сожалению, на метафизическую сторону греха теперь обращают мало внимания, отождествляя первородный грех с болезнью. Но, на самом деле, это инерция богоборчества, послушание сатане и любовь к самому греху. В церковной гимнографии часто присутствует образ: Адам заключает договор с сатаной и отдает ему себя и свое потомство. Все последующие грехи человечества заключаются в адамовом грехе, как растение - в семени. Поэтому святые через благодать Божию видели в себе все задатки грехов, из которых самый страшный - богоборческая гордыня, уподобляющая человека демону. Поэтому они предпринимали великие подвиги в борьбе со страстями. Поэтому пламенной и напряженной была их молитва.
Что касается родительских грехов, то они не имеют таких катастрофических последствий, как адамов грех. Однако дети наказываются за грехи родителей, но в другом смысле: не как отвержение от Бога, а как тяжелая душевная, а часто и физическая наследственность, которая передается им от родителей. Эта наследственность не связывает их воли, но усложняет и отягчает их жизненный и духовный путь. Интересный факт: у большинства величайших злодеев истории вырождаются потомки и прерывается род на втором или третьем поколении. Но, в то же время, грехи родителей не уничтожают для детей самой возможности спасения. В этом отношении здесь личный принцип важнее наследственного.
Преодоление самого себя может стать подвигом
Вижу столько хороших людей вокруг (гораздо лучше себя), а они неверующие. Почему-то Господь их не избрал. Почему? А разве была в том моя свободная воля, чтобы стать верующей? Господь Сам привел. Если Он предвидел мое устроение души, то ведь Он сам ее и сделал такой... Вот два маленьких мальчика во дворе: один мучает кошку, другой ее жалеет и берет выхаживать домой. Разве они что-то выбирали? Они такие уже есть, такими родились.
Меня мучает этот вопрос, потому что мои родные - очень хорошие люди. Я никак не могу понять; почему им не дано «ни услышать, ни увидеть»?..
На этом сайте есть статья «О воле Божией» - прочитайте ее. Что касается детей, то ребенок - не биомашина, у него уже есть внутренний мир, не вполне понятный нам, и также выбор между добром и злом через какие-то интуиции. Может быть, вы обратили внимание, что некоторые дети похожи на бесноватых? Даже в их глазах отражается злоба к своим собственным родителям. Господь творит душу человека, но при участии душ его родителей, через которых передаются зачатки характера - духовное наследство, которое или облегчает, или отягощает жизнь человека. Но это не грехи родителей в полном смысле этого слова, а только наклонности, которые не обуславливают нравственность человека и не связывают его воли; их можно преодолеть, и такое преодоление самого себя может стать подвигом. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что есть люди от природы гневливые и кроткие, - и прибавляет, - что ублажает тех, кто победил свой гнев и сделал себя кротким. Человек не детерминирован ни наследственностью, ни обстоятельствами жизни, - у него нравственная автономия. Именно поэтому он награждается или наказывается.
Ваши родители могут быть хорошими людьми на душевном уровне, который обращен к земле, но есть еще духовный план, где человек осознает себя явлением вечности. В этом отношении человек должен стать новым творением. Есть люди по-мирскому добрые, милостивые и справедливые, но они довольны собой, они не понимают, к чему им стремиться, и эта тайная внутренняя гордость и самость парализует их веру и духовную жизнь.
О равноправии всех детей
Как Церковь относится к незаконнорожденным младенцам (в том числе от женатых мужчин)? Крестят ли их таким же чином, как всех? Или «приблудные» дети отмечены недостатком Божественной благодати?
Дети не отвечают за грехи родителей. В Церкви не употребляются такие слова, как «незаконнорожденный» и «приблудный». Все дети имеют одинаковое право на крещение, причащение и спасение.
Как объяснить страдания детей?
Как объяснить страдания детей (например, медленно умирающих от голода в Африке), ведь Бог - Любовь?
Бог не создал смерти и не радуется гибели человека. Смерть и страдания - следствие греха, грех - следствие свободной воли, вернее, неправильного употребления воли в выборе между добром и злом. Грех ввел в мир смерть и превратил историю человечества в драму, написанную слезами и кровью. Человечество - это единое поле, на котором растет вместе пшеница и ядовитые растения (притча о плевелах). Грех не только отравляет души людей, но создает трагические ситуации. Одно из самых тяжелых переживаний для человека - видеть страдания и смерть невинных детей. Человечество происходит из одного корня. Грех, как червь, поразил этот корень. В метафизическом плане человечество - это единство во множественности, и поэтому все оно участвует в трагедии грехопадения и его последствий. Господь создал человека для вечности, и поэтому сама смерть является началом новой жизни. За страдания невинных детей Господь даст им утешения, которые неизмеримо превысят их страдания. Здесь, на земле, мы можем знать только отчасти, как бы познавать предметы, рассматривая их тени, а в вечной жизни мы увидим то, что для нас здесь тайна, и тогда перед нами откроется промысл Божий в его величии и свете любви. Советую вам почитать книгу протоиерея Валентина Свенцицкого «Диалоги», где он рассматривает эти вопросы с большой глубиной.
Выкидыш - это наказание за наши грехи? Но выкидыши случаются и у супругов, живущих по заповедям и даже в семьях священнослужителей.
В общем, вы правы, что младенцы страдают за наши грехи, но нельзя объяснять это только грехами родителей. Иногда проклятие за грехи действует на несколько поколений, но бывает так, что промысл Божий лишает жизни ребенка, предохраняя его от тех грехов, за которые следует огненная геенна. Прочтите об этом книгу «Илиотропион» святого Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского.
О телегонии*
* Телегония (от греч. «теж» - далеко и «гони» - рождение) - явление, заключающееся в том, что на потомство женщины влияют все ее предыдущие половые партнеры.
Прошу Вас высказать Вашу точку зрения по вопросу о таком явлении, как телегония. Одни весьма авторитетные священники утверждают, что она есть, специалисты-биологи доказывают обратное. Это затрагивает личную жизнь многих людей.
У меня нет достаточных знаний, чтобы иметь твердое мнение по вопросу телегонии. Но, во всяком случае, уважение к девственности и целомудрию, которое мы видим у всех народов, свидетельствует, что здесь имеет место какой-то жизненный инстинкт и опыт, проверенный тысячелетиями. Поэтому полностью отрицать телегонию нельзя. Но надо помнить, что где действует благодать, там могут изменяться законы естества.
Прочитала статью прот. Николая Г. о телегонии - смута в душе и несогласие: какая злая теория, способная повергнуть в отчаяние многих советских женщин, язычески проживших часть своей жизни, которые все же возжелали очищения. Если позволительно шире понимать «семя жены сотрет главу змия», то можно увидеть такую картину в постсоветское время: в храмы пошли, побежали первыми женщины, они из Церкви; понесли по своим домам семя покаяния и веры, отвоевывая души у «князя». Родословная Спасителя - лучшее опровержение этой теории, которая, может, хороша для коров и лошадей, но не для «сынов Божиих» (по слову Псалмопевца).
Я недостаточно знаком с проблемами телегонии, чтобы иметь об этом свое мнение. Но хочу заметить, что протоиерей Николай Г. вовсе не говорит о безвыходном положении тех, кто потерял целомудрие, а, напротив, о том, что через искреннее покаяние и стяжание благодати может измениться и очиститься душа и ее эмоциональная память. Так что есть: возможность через включение в христианскую жизнь, молитвы и таинства Церкви пре одолеть инерцию телегонии. Я думаю, что протоиерей Николай вовсе не хотел оскорбить женщин, совершивших ошибки в своей жизни, и оттолкнуть их от Церкви, а как пастырь он предостерегает от возможного греха, говорит о необходимости целомудрия и в то же время открывает путь к исправлению через покаяние, но предупреждает, что этот путь требует большого труда и подвига.