1- принцип предварительного ввода героя в пьесу, т.е. его еще нет, но о нем уже говорят, и он заявлен автором в речевых репликах других действующих лиц.
2- Определить, почему и кто именно. Какое отношение они имеют к герою.
3- Перекрестная характеристика, т.е. герои говорят друг о друге. Выявить, как это проистекает, а главное - как это срабатывает на конфликт.
4- Самораскрытие героя, а именно – использование монологов, кто и почему их произносит? Почему автор доверяет монолог этому герою!
5- ПОСТУПОК – какие поступки и кем совершаются.
6- Поступок от слова СТУПИТЬ, т.е. сделать шаг. Куда?
7- Композиция и конфликт – схема и объяснение конфликта.
8- Анализ жанровой особенности пьесы. От жанра к типу конфликта, ситуации, характеру и языку.
Речевая характеристика героев раскрывает не только их собственный характер, но и время, как в историческом контексте пьесы, так и в контексте сегодняшнего дня, когда пьеса берется к постановке. Обращается внимание на несоответствие и его природу. Как и какую форму оно (несоответствие) несет в себе и каким образом связанно с конфликтом.
|
|
ВСЕ ВОКРУГ КОНФЛИКТА!!!
Гегель: «драматический характер может обнаружить и ощутить тот мир, в котором он живет – это стадия лирического состояния души»
Если это (столкновение) состояние сохраняется – то это рождает произведение.
–
| |||
|
В пьесе не может быть героя, который бы не принимал участие в акции или реакции. Есть ФИНАЛЬНАЯ ситуация – совершение последнего поступка.
В начальной ситуации герой действует, имея выбор.
Герой действует так или иначе, потому что в начале герой не может оценить всю ситуацию сполна.
Изначальная коллизия богата выбором.
Главная возможность драматического автора – есть выбор характера.
Поступок дает понять характер персонажа.
Чем более богато произведение совершением поступков, тем ярче можно рассмотреть того или иного героя.
ДЕЙСТВИЕ – это движение героя к истине, к цели.
Действенный анализ пьесы – это предварительный анализ перед построением спектакля.
–
|
|
Ни одна конфликтная ситуация не сводится к конфликту!
Сюжет
Анализ сюжета. Анализ композиции. Композиционную систему. Анализ речи.
Выявление жанрового аспекта. Развитие характера Драматургом.
ФАБУЛА – это то, что можно выбрать из пьесы (отрывок, событийный ряд).
СЮЖЕТ – пересказать невозможно. В любом пересказе исчезает МИР
ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
|
|
ФАБУЛА – это то, что легко исчленить из произведения и возможно пересказать.
«Связи, противоречия, симпатии и антипатии, и вообще взаимоотношения людей
история роста и организация того или иного типа – есть сюжет» по определению М.Горького.
«Мы называем сюжетом действие произведения в его полноте, реальную цепь изображенных движений» В.Кожаков.
Сюжет – это целостное произведение.
Сюжет – это то, что можно объяснить через все.
Сюжет – это малейшие детали, малейшее движение.
Фабула – это костяк, событийный ряд и все остальное.
Сюжет – это эстетическое понятие, это изображение художественного мира.
В реальной жизни какое-то событие может произойти в какое-то мгновенье, а в произведениях такие мгновенья могут описываться на нескольких страницах.
Фабула является очень важной в драматургии.
(Полнота этического произведения в «Войне и мир» Л.Н.Толстого нельзя воспринимать как происходящее в современной жизни)
Фабула помогает соотнести художественный мир с реальной жизнью, т.к. многие произведения можно легко сравнить с нашей жизнью и нашим временем.
Фабула – точка отсчета для сравнения мира художественного с миром реальным.
Фабула – помогает соотнесению пространства художественного с пространством реального мира; мир художественный преломленный в реальный.
Фабула – это костяк, который имеет начало и конец, имеет огромный смысл, она помогает режиссеру понять пьесу.
Напряженность всегда зависит от быстрой смены событий. Нужно знать - ЧЕМ взять зрителя. Различия между событиями помогают вживлению героя пьесы.