Негневливость

164. Тот воистину негневлив, кто не дает вылиться гневу на обидчика, находящегося в его власти. Когда обстоятельства не позволяют отомстить, разве не все равно, свободен человек от гнева или нет?

165. Каждый знает, как опасно выйти из себя, имея дело с вышестоящим. Но гнев, направленный на того, кто не может ответить -- худшее из всех оскорблений.
(Гнев, пролитый на слабого, причиняет ему боль. Если вы не дали проявиться своему гневу, то будете страдать сами. И то, и другое плохо, но навредить слабому и стать виновным перед ним -- хуже.)

166. Гнев порождает зло. Так не будем же сердиться, кто бы ни пытался вывести нас из себя.

167. Разве есть у людей враг, больший, чем гнев, убивающий смех и радость? (А что на земле ценнее?)
(Тиру-Валлювар обращается к нашей практичности и спрашивает: "Что ценнее потерянной радости?")

168. Пусть тот, кто заботится о себя, хранит себя от гнева. Несдержанный гнев разрушает гневающегося.
(Подчеркивается, что не гневаться -- в наших интересах.)

169. Тот, кто, считая, что от гнева есть польза (или, что от него нет вреда), дает ему выход, будет страдать, как глупец, колотящий кулаками по полу.
(Колотящий по полу повредит свои руки. Гнев приносит зло в первую очередь тому, кто сердится.)

170. Велико может быть зло, содеянное тебе, оно может жечь, подобно многоязыкому пламени. И все же, имеет смысл попробовать погасить гнев.
(Поэт входит в положение того, кто попытается осуществить проповедуемое им. О чем бы ни шла речь, именно такой подход характерен для Тиру-Валлювара.)

171. Не поддавшись гневу, ты ничего не теряешь. Напротив: задуманного легче достичь, если ум свободен от злости.
(Этот опыт овладевшего собой обнадеживает подвизающегося.)

НЕ ВРЕДИТЬ

172. Лучший ответ обидчику -- пристыдить его, воздав добром за зло.
(Это может показаться неразумным, но реальный эксперимент показывает, насколько эффективен этот совет. Боль от стыда подействует на обидчика сильнее, чем любой гнев.)

173. Что проку в учености, если она не научила человека чувствовать чужую боль как свою, и не препятствует причинению другим страданий?

174. Если человек знает, как тяжело переносить боль, разве он захочет заставить страдать другого?

175. Если ты утром заставил кого-то страдать, его боль вернется к тебе после обеда.
(Причинно-следственная связь неминуемо накажет грешника.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: