ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАУКЕ
Психологическая интерпретация науки начинается с четкого осознания того
факта, что наука? творение человека, а вовсе не автономное или
внечеловеческое явление, не вещь в себе, не per se. Наука уходит своими
корнями в человеческие мотивы, цели науки суть человеческие цели, наука
создается, поддерживается и обновляется людьми. Ее законы, организация,
формулировки вытекают не только из природы реальности, которую она
открывает, но также из природы человека, совершающего это открытие.
Психолог, особенно клинический психолог, совершенно естественно и почти
непроизвольно будет рассматривать любое явление, носящее малейшие следы
субъективного, как эпифеномен личностного влияния? за всякой научной
абстракцией он видит человека, создавшего ее, он исследует ученых так же,
как и саму науку.
Психолог обязан понимать, что противоположный подход к науке, попытки
трактовать ее как автономное и саморегулирующееся образование, как
механический пасьянс, успех которого определяется лишь раскладом карт в
бесконечной колоде знания,? нереалистичен, ложен и даже антиэмпиричен.
В первой главе я считаю нужным пояснить очевидные основания, на которых
базируется мой тезис, после чего попытаюсь раскрыть возможные последствия
его применения и сферы приложения.