(проблемная лекция)
Цель: Рассмотреть роль туризма в системе науки, как специфический объект исследования
План:
3.1. Туризм в системе научного знания
3.2. Туризм как специфический объект исследования
Основные понятия: туризм как отрасль экономики, самостоятельный вид экономической деятельности
Не так давно почти спонтанно стали появляться специальные отраслевые туристские дисциплины – экономика туризма, рекреационная география, экология туризма, биосфера и туризм, педагогика и психология туризма, менеджмент туризма, безопасность туризма, информационные технологии в туризме, рекреалогия, феноменология туризма и др. Авторы, опираясь на многочисленные работы своих предшественников, попытались определить связи туризма с важнейшими науками и выделить основные направления туристской теории и практики, возникшие на основе таких связей:
- туризм и география, на основе взаимодействия которых сформировались география туризма, рекреационная география, туристское страноведение, туристское регионоведение, региональный туризм; следует также сказать, что туризм – одна из наиболее географичных отраслей;
- туризм и экономика, на основе чего возникло новое направление – экономика туризма; связи туризма и экономики в силу наиболее частой трактовки туризма как экономического феномена считаются наиболее тесными;
- туризм и философия, взаимодействуя между собой, привели к возникновению таких направлений, как философия туризма, феноменология туризма и путешествий, философия гостеприимства и т.д.;
- туризм и социология порождают появление ряда направлений и феноменов – социология туризма, социальный туризм, социальная природа и значимость туризма; исходя из того, что в туризме главное – потребитель, возрастает значимость социологических знаний;
- туризм и информатика, техника, технология, взаимосвязи подобного рода формируют важнейшие научные и практические направления – информационные технологии в туризме, техника и технология туризма;
- туризм и экология, на стыке которых формируется несколько научных направлений, наиболее важные из них – туристское природопользование, экология туризма, экологический туризм, экологическая безопасность в туризме и др.;
- туризм и право – туризм, как и любые другие отрасли сферы сервиса, требует особого правового регулирования; во второй половине прошлого века сформировалось целое направление туристской теории и практики – туристское право;
- туризм и психология, так как психология туристского потребления и психология туристского предложения определяют во многом характер и направления развития всего туристского бизнеса; психология туризма – наиболее перспективное научно-прикладное направление, получившее толчок к развитию только в последние годы;
- туризм и медицина, связи подобного рода в последнее время приобрели свою значимость, так как вопросам медицины уделяется большое внимание в туристской практике; медицина в том или ином виде представлена в туристском праве, туристском страховании, туристских формальностях, безопасности туризма; сложилось как отдельное направление и медицинское обеспечение туризма.
В самом упрощенном варианте существуют четыре точки зрения на туризм как явление современного мира:
- туризм как отрасль экономики – совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности;
- туризм как межотраслевой комплекс или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей и формирует туристский продукт;
- туризм как самостоятельный вид экономической деятельности, т.е. деятельности по обслуживанию туристов. Туроператорская, турагентская, а также иная деятельность по организации путешествий;
- туризм как деятельность во время отдыха – точка зрения самих туристов. В ее основу лег факт существования наряду с коммерческим туризмом туризма социального, направленного на доступный всем слоям населения страны отдых.
|
|
|
|
Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные секторы экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходиться около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11 % мировых потребительских расходов.
Важной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных, банковских и других компаний.
С развитием научного знания о туризме последний выступает как системный объект изучения. Рабочие дефиниции, ограниченные узкоотраслевыми рамками, не раскрывают всего многообразия внутренних и внешних связей этого общественно-экономического явления. Поэтому возникает необходимость концептуального, или сущностного, определения туризма. Оно формирует комплексное представление о предмете исследования.
В научной литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное его определение. Существует еще несколько подходов к определению категории «туризм». Некоторые исследователи рассматривают туризм не как отрасль, а как группу связанных отраслей: совокупность гостиниц и иных средств размещения; средств транспорта; объектов общественного питания; объектов и средств развлечения; объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов – переводчиков.
Есть мнение, что, во-первых, туризм – это особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, т. е. деятельность самого туриста, и во-вторых, деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий, туристская деятельность. Туристская деятельность осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей.
|
|
На Уругвайском раунде стран-партнеров Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) было разработано определение туризма, которое включает следующие виды деятельности и услуги:
• деятельность туристских организаций – туроператоров и турагентов;
• большинство услуг пассажирского транспорта, в том числе аренду автомобилей и использование транспорта для экскурсий;
• средства размещения и питания;
• рекреационные, культурные, спортивные и другие развлекательные услуги;
• дополнительные (вспомогательные) услуги, например услуги гидов, организацию конгрессов, страхование, связанные с туризмом финансовые услуги – кредитные карточки, туристские чеки и вспомогательные службы, медицинское обслуживание, торговля товарами туристского назначения и для использования туристами (беспошлинная торговля, магазины в туристских центрах).
Туризм рассматривается многими авторами как многомерное и многоликое понятие, что находит отражение в определении туризма как вида деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга и, кроме того, искусством, наукой и бизнесом. Несмотря на различие формулировок, многие авторы включают в понятие феномена туризма туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного места жительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающей природной, экономической и другими макросредами. Широкое распространение среди ученых и специалистов получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма, согласно которому туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы.
|
|
К туризму следует подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики, поскольку сфера туризма, объединяя различные отрасли, не лежит в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включая предприятия и организации разной отраслевой принадлежности.
Наука о туризме, так же как и сам предмет исследования, еще относительно молода и находится в процессе становления. Производство и потребление туристских товаров и услуг приобретают массовый характер только в послевоенный период (после 1945г.). Параллельно формируются институты по изучению проблем туризма и система статистического учета туристического производства.
Современная экономическая наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему, в которой многоотраслевой производственный комплекс, называемый туристской индустрией, является лишь одним из составных компонентов.
Выводы: Сегодня туризм воспринимается как самый массовый феномен столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики. Это понятие представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
К туризму следует подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики.
Литература:
1.Закон Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 года.
2. Дурович А.П. Организация туризма. - СПб.: Питер, 2009. – 284с.
3. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме. - М.: Академия, 2008. – 224с.
4. Основы научных исследований: учебное пособие / Шкляр М.Ф. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 244с.