Концепция хорошо адаптированной личности или установок высокой
приспособляемости предполагает низкую планку для роста и достижений.
Приспособиться может и корова, и раб, и робот.
Супер-эго ребенка обыкновенно представляется как интроекция страха,
наказания, недостатка в любви, заброшенности и т.п. Исследования говорят о
том, что у детей и взрослых, которых окружает атмосфера любви, уважения,
безопасности присутствует то, что мы называем совестью, основанной на
чувстве любви, желании доставлять радость другим людям и делать их
счастливыми, а также на правде, логике, справедливости, постоянстве и долге.
Поведение здорового человека в меньшей степени определяется чувствами
страха, ненадежности, вины, стыда, и в большей? правдой, логикой,
справедливостью, гармонией, красотой и т.п.
Где исследования, посвященные бескорыстию? Независтливости? Силе воли?
Силе характера? Оптимизму? Дружелюбию? Реальному видению мира?
Самосовершенствованию? Отваге, дерзости? Искренности? Терпимости? Верности?
Надежности? Ответственности?
Самым естественным и очевидным предметом позитивной психологии является
изучение психологического здоровья (равно как и других видов здоровья?
эстетического, физического, здоровой ценностной ориентации и т.п.). Но
позитивная психология предполагает также серьезное рассмотрение "хорошего"
человека: надежного и уверенного в себе, демократа по натуре, спокойного,
мирного, не чуждого состраданию, благородного, доброго, творческой личности,
святого, героя, убежденного, одаренного? иными словами, человека,
воплощающего в себе все то лучшее, что есть в человеческой природе.
Как формируются приветствуемые обществом качества? добросердечие,
совесть, стремление помочь ближнему, дружелюбие, солидарность, терпимость,
жажда справедливости?
Мы владеем богатейшим словарем психопатологии, а вот для описания
психологического здоровья или трансцендентности наш словарный запас весьма
скуден.
У депривации и фрустрации есть и положительный эффект. Изучение
справедливого и несправедливого регулирования, а также саморегулирования,
возможность которого появляется при непосредственном контакте с реальностью,
показывает, что научение должно строиться на системе вознаграждений и
наказаний, на принципах обратной связи.
Исследование идиосинкразии и личности (а не индивидуальных различий в
классическом смысле). Нам нужна идеографическая наука о личности.
Как получается, что принадлежащие одной культуре люди такие разные,
такие непохожие друг на друга (общая культура, казалось бы, сглаживает
различия и т.д.)?
Что значит посвятить себя какому-то делу? Что заставляет человека
всецело отдаться делу, трансцендирующему его Эго? Откуда он узнает, каково
его призвание?
Удовлетворенная, счастливая, спокойная, безмятежная, миролюбивая
личность.
Вкусы, ценности, мнения и предпочтения самоактуализированных людей
покоятся скорее на внутреннем и детерминированном реальностью базисе, а не
на относительном и внешнем. Этим объясняется их тяготение к справедливому, а
не к неправедному, к истинному, а не к ложному, к красивому, а не к
безобразному. Такие люди живут в рамках системы неизменных ценностей, а не в
мире роботов, где ценности отсутствуют напрочь (а есть только мода, прихоти,
чужие мнения, подражание, соображения престижа).
Уровень фрустрации и выносливость в определенных ситуациях чаще намного
выше в самоактуализированных людях. Это справедливо и для чувства вины,
внутреннего противоборства и стыда.
Отношения родители?дети обычно трактуются так, как если бы это был
клубок сплошных проблем, единственно источник ошибок и конфликтов. Но эти
отношения прежде всего дарят радость, удовольствие и величайшее наслаждение.
И это верно даже в отношении тех подростков, о которых чуть ли не всегда
говорят как о посланном свыше наказании.
Приложение В.
ХОЛИСТИЧЕСКО-ДИНАМИЧЕСКАЯ, ОРГАНИЗМЕННАЯ ТЕОРИЯ.
ДИНАМИКА СИНДРОМА