Православное учение о страстях и пограничная психиатрия

Вступление: Одним из основополагающих тезисов отечественной «философии всеединства», развитой в трудах Вл.Соловьева и его последователей священнослужителей - о.П.Флоренского и о.С.Булгакова является положение о том, все явления тварного мира имеют определенные взаимосвязи, неслучайны друг другу, и, таким образом, картина мира пронизана соответствием между различными уровнями бытия. Психология как наука о душе мыслится самой топологически приближенной к опытному богословию, поэтому ожидание некоторых корреляций между пато-психологическими реалиями и категориями нарушений в сфере духовности представляется перспективным направлением непредубежденного феноменологического исследования.

Целью настоящего сообщения является попытка аргументации соотносимости, а затем и возможной детерминации личностных расстройств, описанных в психиатрической клинике, искажениями духовности, выделенных в аскетической практике православной духовной традиции.

Структура изложения материала представлена описаниями личностной патологии, общепринятыми в современной пограничной психиатрии, с аргументацией их возможных логических взаимосвязей друг с другом, и сопоставлениями их с издревле известными феноменами «страстей» как устойчивых деструктивных факторов высших - духовных – функций личности.

Задачами данной работы являются: а) предложить к рассмотрению новую схему соотношения типов патохарактерологических расстройств соответственно их феноменологии, и б) установить взаимосвязи между клиническим понятием "психопатии" и принятой в православной духовной традиции категорией "страсти", предполагая дальнейшую возможность распространения принципа корреляции применительно к физиологическим расстройствам.

Метод, который мы сочли наиболее уместным для этих целей, выражается в приведении точных дескрипций описываемых явлений из аутентичных источников таким образом, чтобы предположенная взаимосвязь выявилась вполне для непредвзятого слушателя.

Прослежены два подхода к составлению личностных классификаций в психологической и психиатрической парадигме. Мы подчеркиваем, что в имеющейся эмпирически-клинической (психиатрической) классификации отсутствует концептуальное единство и предлагаем таблицу, соответственно которой анализируется топология психопатических расстройств:

    Шизоидная    
  Паранояльная   Гипотимическая  
Эпилетоидная       Психастеническая
  Гипертимическая   Неустойчивая  
    Истерическая    

Обращаясь к сфере аскетики, мы предлагаем краткую дескрипцию понятий, относящихся к христианской антропологии с расположением категорий «страстей» также в схематизированном виде:

    Гордость    
  Сребролюбие   Печаль  
Гнев   +   Уныние
  Чревоугодие   Блуд  
    Тщеславие    

Можно показать, что на протяжении более чем 15 столетий истории христианского подвижничества сформирована стройная система, отражающая всестороннее понимание динамики высших измерений человеческой личности. Здесь «страстями», согласно святоотеческой традиции, обозначено устойчивое искажение духовной сферы личности с "удобопреклонностью" к определенным разновидностям греховных помыслов, чувств и поступков. Проявления этих страстей, описаны во множестве аскетических источников, из которых самым авторитетным является сборник «Добротолюбие» - настольная книга православного монашества.

Дальнейшее изложение материала имеет целью обосновать положение о соотносимости понятий «психопатий» и категорий «страстей». Так, шизоидной психопатии соответствует страсть гордости, как манифестное проявление самоцентрированности; истерической психопатии - страсть тщеславия с ее многообразными проявлениями; эпилептоидной психопатии - страсть гнева; психастенической психопатии страсть печали; гипотимии - страсть уныния; гипертимии - страсть чревоугодия; паранояльной психопатии - страсть стяжательства (корыстолюбия); и неустойчивой - страсть блуда.

Принятие обнаруженной корреляции открывает некоторые перспективы для более глубокого понимания логики существования описываемых явлений:

А) Страсти и психопатии возникают, когда затруднен или невозможен продуктивный диалог с реальностью, представляющий собой бережное принятие, уважение, благодарность, любовь. Учитывая что личность конституируется противостоянием реальности, а ее способ существования обусловлен отношением сознания к внешнему бытию, мы обосновываем следующие метафизические модусы отношения Я и не-Я (реальности) применительно к страстям и психопатиям.

Метафизика Аскетика Патохарактерология
Отвержение Гордость Шизоидность
Искажение Тщеславие Истероидность
Деструкция Гнев Эпилептоидность
Сверх-контроль Печаль Психастения
Фрагментирование Корыстолюбие Паранояльная
«Слипчивость» Чревоугодие Гипертимия
«Слипчивость» Уныние Гипотимия
Пренебрежение Блуд Неустойчивая

Б) Предлагается понятие «психопатических дифференциалов», облегчающих умозрительное проникновение в логику патохарактерологических расстройств, в связи с чем обсуждается таблица:.

Психопатии Психопатические дифференциалы
Шизоидная Аутизм vs сверх-раскрытие по типу «регрессивной синтонности»
Истерическая Стремление впечатлить - непереносимость нежелательного впечатления. Гипер –экспрессия на людях – неполнота бытия без восприятия извне.
Эпилептоидная Вязкая елейность - Брутальная разрядка
Психастеническая Робкая неуверенность - Ригидная пунктуальность
Паранояльная Подозрительность - Сверхдоверчивость
Гипертимическая Наслаждение жизненностью – Непереносимость «выхода за пределы»
Гипотимическая Дискомфорт от жизни – Непереносимость «выхода за пределы»
Неустойчивая Отсутствие сдерживающих тормозов - Невозможность понуждения себя

В) Метод проекции между духовными искажениями и психическими дисгармониями открывает перспективу обнаружения соответствующей органической патологии на уровне «телесности», что является уже прерогативой психосоматической медицины. Возможно, что дальнейшее обсуждение предложенной концепции позволит обнаружить продолжение радиуса патологической оси, простирающегося за пределы личностных расстройств в сферу «большой психоневрологии». В нижележащей таблице, мы намечаем некий континуум, простирающийся от девиаций духовного уровня до расстройств, требующих медицинской помощи:

Аскетика Патохарактерология Медицина
Гордость Шизоидность Шизофрения
Тщеславие Истероидность Сенсорно-моторные нарушения
Гнев Эпилептоидность Эпилепсия
Печаль Психастения Обсессивно-компульсивное р-во
Корыстолюбие Паранояльная Паранойя
Чревоугодие Гипертимия Мания
Уныние Гипотимия Депрессия
Блуд Неустойчивая Органика и травмы

Заключение: У твердительный ответ на вопрос о существовании корреляций между нравственными девиациями и патохарактерологическими расстройствами открывает вдохновляющую перспективу выстраивания парадигмы не только антропологии, но и прикладной медицины исходя из факта всеединства явлений мира и взаимной детерминации уровней тварного бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: