Божественная Литургия

Литургия есть самое важное богослужение, во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в Великий Четверг вечером, накануне крестных Своих страданий. Умыв ноги Своим апостолам для показания им примера смирения, Господь, воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое; потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: пийте от нея еси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов; причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: сие творите в Мое воспоминание (Мф. 26, 26-28; Лк. 22, 19; 1 Кор. 11, 24).

Апостолы совершали Святое Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и научили христиан совершать это великое и спасительное Таинство. В первое время порядок и образ совершения Литургии передавался устно и все молитвы и священные песнопения заучивались на память. Затем стало появляться и письменное изложение апостольской Литургии. С течением времени Литургия пополнялась новыми молитвами, песнопениями и священными действиями, что нарушало в разных церквах единообразие в совершении ее. Являлась потребность объединить все существовавшие чины Литургии, внести единообразие в их совершение. Это и было сделано в IV веке, когда прекратились гонения на христиан и христианская Церковь получила возможность приступить к благоустройству внутренней своей жизни (Вселенские Соборы). В это время святой Василий Великий записал и предложил к общему употреблению составленный им чин Литургии, а святой Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. В основу этого чина была положена древнейшая Литургия святого апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского.

Святой Василий Великий был архиепископом Кесарии Каппадокийской (в Малой Азии). «Великим» его называют за великие подвиги его на пользу Церкви. Он оставил после себя много церковных писаний, много молитв и церковных правил. Скончался в 379 году.

Святой Иоанн Златоуст был архиепископом Константинопольским. Златоустом прозвали его за особое красноречие, с которым он проповедовал Слово Божие. Он также оставил после себя много церковных произведений. Он несколько (в молитвах, читаемых священником тайно) сократил чин Литургии святого Василия Великого, но существенных изменений никаких не допустил. Скончался в 407 году в ссылке.

Литургия имеет различные названия. Первое название «литургия» – греческое, означает «общественная служба» и указывает на то, что Таинство Святого Причащения есть умилостивительная Жертва Богу за грехи всего общества верующих, – живых и умерших. Так как Таинство Святого Причащения по-гречески называется Евхаристией, что значит «благодарственная жертва», то и Литургия называется также «Евхаристией». Чаще всего Литургию называют «обедней», так как ее положено совершать в полуденное (обеденное) время, и Тело и Кровь Христовы, предлагаемые в Таинстве Святого Причащения, в Слове Божием называются «Трапезой» и «Вечерей» Господней (1 Кор. 10, 21; 11, 20). В апостольское время Литургия называлась еще преломлением хлеба (Деян. 2, 46). На Литургии вспоминаются земная жизнь и учение Иисуса Христа от Рождества и до Вознесения Его на небо и принесенные Им на землю спасительные блага.

Порядок Литургии такой: сначала приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается само Таинство и верующие причащаются. Литургия, таким образом, разделяется на три части, называемые: проскомидией, Литургией оглашенных и Литургией верных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: