мя экскурсии, найти картинки с изображением этого животного, вспомнить все, что дети о нем знают. Сделать это надо в течение нескольких дней, давая •одновременно не более двух-трех игрушек. Совместное рассматривание каждой игрушки, рассказ о животном, которое она изображает, сопоставление ее с соответствующими картинками вызывает у детей интерес к игрушке и желание действовать с ней. Она как бы оживает для детей, делается им понятной. Знакомя детей с игрушкой, надо показать, как ее можно использовать в игре, научить производить с ней разные действия, например: «Слоя хочет пить. Оля, принеси в ведре воды и дай слону попить» или «Звери хотят есть. Юра, дай зайке морковку (из пластилина). Оля, дай белочке орехов» и т. д. Таким образом, дети знакомятся с игровыми возможностями каждой игрушки.
На занятиях изобразительной деятельностью надо предложить детям: 1) нарисовать то, что им запомнилось из увиденного на экскурсии; 2) вылепить из пластилина какое-нибудь животное, которое они видели в зоопарке; 3) раскрасить рисунки, изображающие животных, в книжке-расюраске; 4) изготовить самодельные игрушки, изображающие животных, для игры в «зоопарк».'Для этого можно использовать альбом «Зоопарк на столе» В. Ватагина, состоящий из контурных рисунков животных. Сначала нужно раскрасить эти рисунки, потом вырезать их, наклеить на картон, а затем вырезать картон по наклеенному-на него изображению. Надо помочь детям сделать для картонных фигурок подставки, чтобы игрушки могли стоять.
|
|
При изготовлении этих игрушек «адо закреплять у детей правильные представления об относительной величине животных, для чего все рисунки на картоне нужно давать в одном и том же масштабе. Конечно, нельзя в течение одного занятия изготовить фигурки всех животных, помещенных в альбоме. На это потребуется, вероятно, три занятия: на первом дети раскрасят изображения животных, на втором вырежут их и наклеят на картон, на третьем вырежут картон, раскрасят вторую сторону фигурки и с помощью воспитателя укрепят их на подставках. (Разделение материала по занятиям дано ориентировочно и носит, разумеется, не категорический характер.)
К игре воспитатель должен приготовить табличку с написанным крупными буквами словом «Зоопарк». На стол выставляют фигурки животных, сделанные детьми, дети называют каждое из них. Воспитатель объясняет, что животные не могут жить вместе: лиса съест зайца, лев съест оленя, и предлагает построить клетки, посадить в них зверей и устроить зоопарк. Вместе с детьми воспитатель начинает строить клетки, а потом лишь руководит строительством, предоставив его детям. Воспитатель должен посоветовать клетку для льва сделать большой, а для зайцев маленькой, для бегемота устроить бассейн, посоветовать, как расположить клетки, где сделать дорожку, чтобы к клеткам могли подойти дети, которые придут в зоопарк смотреть животных.- Когда клетки будут готовы, надо посоветовать детям обнести всю территорию забором, сделать ворота, помещение для кассы. На воротах нужно прикрепить табличку со словом «Зоопарк», в клетках — разместить животных. Когда все это ' будет сделано, воспитатель говорит, что сейчас уже поздно, звери хотят спать и зоопарк сегодня уже закрыт, а завтра дети пойдут туда на экскурсию.
|
|
На следующий день воспитатель предлагает детям
собираться на экскурсию в зоопарк. В первый раз, чтобы
обучить детей игре, раскрыть им игровые возможности
темы, роль воспитателя берет на себя сам воспитатель.
Дети строятся парами, прощаются с остающимися (мож
но попросить зайти в группу няню или воспитателя дру
гой группы) и выходят из групповой. Пройдя по кори
дору, они возвращаются в групповую, где у противопо
ложной зоопарку стены стоят выстроенные в ряд стуль
чики — поезд метро или автобус, трамвай или троллей
бус в зависимости от того, как дети на самом деле доби
рались до зоопарка во время экскурсии. Один из детей
по предложению воспитателя «превращается» в кондук
тора, кассира или контролера (в зависимости от вида
транспорта), дети покупают билеты и едут в зоопарк.
По дороге воспитатель может рассказывать им, что вид
но в окно. Приехав к зоопарку, дети покупают входные
билеты и, предъявив их контролеру, входят на террито
рию зоопарка. Воспитатель подводит их к каждой клет
ке, рассказывает им о ее обитателе, дети рассматривают
его и переходят к следующей клетке, пока не осмотрят
всю территорию. Выяснив у детей, не устали ли они, вос-
6* 83
питатель может предложить им посидеть на скамейке и отдохнуть или организует катание на ослике или пони. Затем дети возвращаются в детский сад. В пер)вый день на этом игра кончается.
На следующий день воспитатель говорит детям, что они должны ухаживать за животными, что животные голодны, надо их накормить, напоить, подмести и убрать в клетках. Таким образом, игра направляется по другому руслу. По ходу выполнения детьми игровых действий воспитатель вносит в них коррективы, направляет их, сообщает детям новые знания. Когда дети начинают кормить животных, воспитатель рассказывает им, кто чем питается. Например, надо сказать детям, что льва кормят мясом, а слона — капустой, морковью, хлебом. Такая организация и проведение одной игры в течение нескольких дней поддерживает.интерес детей к теме, что способствует выработке у них стойких интересов, а это в свою очередь сказывается на их умении играть устойчиво, длительно.
Через некоторое время воспитатель для видоизменения уже освоенной игры может предложить детям наряду с самодельными использовать готовые игрушки, изображающие животных (пластмассовые, из папье-маше, резиновые, деревянные, матерчатые), или играть с фигурками животных, вылепленными из пластилина, и т. д.; можно посоветовать открыть на территории зоопарка киоск, где продаются вода, конфеты, печенье, булочки; предложить детям, взяв на себя роли служителей, кассира, контролера, воспитателя, провести экскурсию с куклами — привезти их на каком-нибудь транспорте в зоопарк, купить им билеты, показать им всех животных и рассказать о каждом из них, организовать катание детей на маленьких лошадках — пони -- или осликах, купить им конфеты, напоить их, если они захотят пить, а по окончании экскурсии отвезти их в детский сад.
Впоследствии можно объединить игру в «зоопарк» _с другими играми: в «семью» (в выходной день папа и мама едут с ребенком в зоопарк), в «детский сад» и т. д. Нужно помогать детям варьировать содержание, чтобы каждая игра на эту тему не была простым слепком с предыдущей. Когда будет освоена игра в «доктора», детям надо объяснить, что животные тоже могут заболеть и поэтому в зоопарке есть доктор, который их лечит. Ког-84
|
|
да же звери здоровы, доктор следит, чтоб^ у них было убрано в клетках, чтобы они были чистыми> чтобы их вовремя кормили и поили и т. д. Чтобы конкретизировать это, надо показать детям яркие, забавные иллюстрации к «Айболиту» К. И. Чуковского. Если рассматривание картинок будет сопровождаться эмоциональным рассказом воспитателя, они, безусловно, будут пъняты детьми и обогатят их игру.