Глубина поиска информации также во многих случаях определяется целями и задачами научного исследования. Единых подходов к глубине поиска информации не существует. На выбор допустимого "возраста" собираемой информации оказывают влияние многие факторы: масштаб научных исследований (исследования большого коллектива или маленькой группы исследователей); область науки; характер НИР (теоретические или поисковые); дефицит источников информации, времени и средств у исследователя и др.
Считают, что выбор глубины поиска информации важен лишь на начальных стадиях исследования, а в дальнейшем исследователь должен знать информацию по изучаемому вопросу за многие годы. Для ориентировочной оценки глубины поиска начальных стадий научных исследований рекомендуют использовать "полупериод жизни" публикаций, который составляет для [6]: физики - 4,6 года; химии - 8,1 года; математики - 10,5 года.
При создании новых объектов техники глубину поиска информации можно определить в 15 лет (средний возраст обновления техники).
Для планирования научных исследований большому коллективу рекомендуется поиск информации проводить за 50 и более последних лет.
3.2.1.4. Выбор источников информации
На выбор источников информации может оказать влияние "возраст" информации в этих источниках.
Необходимо знать, что "возраст" информации увеличивается в следующем ряду источников (табл. 3).
Зависит выбор источников информации также и от целей и задач научного исследования.
Так, например, если при выполнении научных исследований планируется создать новый объект техники и осуществить его правовую защиту, то необходимо использовать и специальные вторичные источники патентной информации (периодический журнал "Изобретения стран мира", издаваемый ВНИИПИ, и др.). Если в цели научных исследований входит организация промышленного производства нового объекта, то трудно обойтись без специальных источников конъюнктурно-экономической информации.
Таблица 3
Источники информации и ее примерный "возраст"
Источник информации | "Возраст" информации (не менее) |
Средства оперативной массовой (радио, телевидение, ежедневные и еженедельные газеты и др.) и индивидуальной (почта, телефон, телетайп, телефакс и др.) информации | 1 минута |
Периодические (ежемесячные, ежеквартальные и др.) издания (газеты, журналы, бюллетени, сборники и др.) | 2 месяца |
АИПС (автоматизированные информационно-поисковые системы) и БД (базы и банки данных) | 3 месяца |
Реферативные журналы (РЖ "Химия", "Chemical Abstracts" и др.) | 6 месяцев |
Непериодические издания (книги, сборники и др.) | 1 год |