Пифагор заметил, что большинство людей не берут на себя никакой заботы о собственном потомстве. Они производят потомство наобум и как попало, избегая всякого разумного подхода. Да и после этого кормят и воспитывают детей с полным пренебрежением. А ведь это — основная причина того, что множество людей дурны и порочны духом и телом. Многие производят на свет себе подобных с каким-то безрассудством, подобно животным.
Рожденных с природным недостатком или в результате насилия (YBPIΣ) надо устранять, подобно тому, как это принято у спартанцев. Оставлять необходимо лишь тех, кто появился на свет полноценным, в результате осмысленного и законного деторождения, учил Пифагор.
Он полагал, что при подготовке к деторождению требуется величайшая предусмотрительность, которая заключается в следующем:
■ разумный и здоровый образ жизни супругов;
■ отказ от несвоевременного и избыточно обильного употребления пищи;
■ отказ от пищи, ухудшающей телесные свойства;
■ полный отказ от употребления вина.
|
|
От плохого, нестройного и беспорядочного смешения пищи возникает порочное семя, ибо все, что употреблено в пищу, порождает определенное состояние тела и души.
Нельзя сходиться с женщинами для деторождения объевшись или напившись вина,— от тела, находящегося в дурном, неслаженном и беспорядочном состоянии не родится соразмерное и прекрасное (EYPYΘMA KAI КАΛА), равно как и нравственно хорошее (АГАΘА) потомство.
Пифагор хвалил законы, которые строго запрещают сходиться отцу с дочерьми, матери с сыновьями, братьям с сестрами.
Нужно, поучал Пифагор, чтобы подросток, благодаря своему воспитанию, не стремился до 20 лет к любовным утехам и близости подобного рода, а, достигнув этого возраста, прибегал к ним, но редко. Невоздержанность и здоровье в одном человеке несовместимы.
Похоти и стремлению к любовным утехам прекрасно и полезно ставить как можно больше препятствий, особенно в юном возрасте.
Нужно остерегаться преждевременного плода, чтобы плоды и семена вышли из сильных и достигших зрелости тел.