Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: - Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не поносите никого из моих сподвижников, ибо, поистине, если любой из вас потратит столько золота, сколько весит гора Ухуд, это не сравнится ни с муддом 1, ни даже с половиной мудда любого из них!»
Этот хадис приводится в обоих “Сахихах”.
Первый вопрос: общий смысл хадиса.
Ухуд - гора, расположенная неподалеку от Медины, где в своё время произошло известное сражение мусульман с многобожниками.
Мудд - мера объёма сыпучих тел. Равняется одной четверти са’. В сложенные вместе ладони среднего человека вмещается примерно один мудд зерна. Аль-Джухари сказал: ” Я проверял это, и оказалось, что так оно и есть ”.
Смысл данного хадиса состоит в том, что мусульманам запрещается оскорблять кого бы то ни было из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ругая их или же произнося обидные для них слова, поскольку если любой другой человек потратит на пути Аллаха столько золота, сколько весит гора Ухуд, он и тогда не получит такой награды за это, которая ждет любого из сподвижников, пожертвовавшего на этом пути муддом или половиной мудда еды.
Второй вопрос: причины предпочтения.
Знатоки сунны указывали, что причиной подобного предпочтения является то, что сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, жертвовали своим имуществом в трудных обстоятельствах, когда необходимость в этом была наиболее острой, мусульман было ещё мало, а сами они были очень слабы. Кроме того, они тратили своё состояние на то, чтобы помочь посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, защитить его и бороться на пути Аллаха вместе с ним, и при этом не испытывали никаких сомнений и отличались богобоязненностью и смирением, предпочитали других себе и боролись на пути Аллаха должным образом. Именно поэтому первым сподвижникам была уготована более великая награда за всё то, что они тратили.
Аллах Всевышний сказал:
لَا يَسْتَوِي مِنكُم مَّنْ أَنفَقَ مِن قَبْلِ الْفَتْحِ وَقَاتَلَ أُوْلَئِكَ أَعْظَمُ دَرَجَةً مِّنَ الَّذِينَ أَنفَقُوا مِن بَعْدُ وَقَاتَلُوا
Не равны среди вас те, кто расходовал и сражался до победы. 1 Эти находятся на более высокой ступени, чем те, кто стал расходовать и сражаться после.(“Железо”, 10.)
А после этого Аллах Всевышний сказал: وَكُلًّا وَعَدَ اللَّهُ الْحُسْنَى
И тем, и другим Аллах обещал наилучшее.(“Железо”, 10.)
Объясняется же это тем, что все сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отличаются от прочих людей, так как им выпало счастье общаться с пророком, видеть его, слышать то, что он говорил, и донести его слова до других людей. Никто из живших позднее уже не имел такой возможности, и таким образом, это стало милостью Аллаха, которую Он оказал, кому пожелал.
Третий вопрос: в связи с чем это было сказано?
Эти слова пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Халиду бин аль-Валиду, когда узнал о том, что тот ругал Абд ар-Рахмана бин Ауфа,
да будет доволен им Аллах. Но если это было сказано пророком, да пребудут над ним благословения и мир, такому человеку как Халид бин аль-Валид, которого называли мечом Аллаха и который был одним из виднейших сподвижников, проявившим стойкость в битве при Муте, способствовавшим овладению Меккой и принимавшим участие во многих сражениях, по той причине, что он оскорбил одного из первых сподвижников, то что же тогда говорить об остальных мусульманах, не имеющих подобных заслуг?!
Четвёртый вопрос: универсальность этого запрета.
Имам ан-Навави сказал:
- Знай, что поношение сподвижников, да будет доволен ими Аллах, не просто запретно, но относится к числу наиболее отвратительных из запретных вещей.
Кади Ийад сказал:
- Поношение любого из них относится к числу тяжких грехов.
Некоторые из знатоков религии обвиняли тех, кто позволял себе поносить сподвижников в неверии, другие же детализировали свои обвинения, говоря: ” Неверным является тот, кто считает дозволенным поношение их или же говорит о них нечто такое, что ставит под сомнение их приверженность религии и их честность, например, в том случае, когда о них отзываются как о лицемерах, вероотступниках, неверных и т.д. Неверным является и тот, кто оскорбляет всех сподвижников в целом, ибо говорящий нечто подобное опровергает Коран, где сказано:
لَقَدْ رَضِيَ اللَّهُ عَنِ الْمُؤْمِنِينَ إِذْ يُبَايِعُونَكَ تَحْتَ الشَّجَرَةِ
Аллах остался доволен верующими, когда они присягнули тебе под деревом.(“Победа”, 18)”.
Кроме того, Аллах Всевышний сказал:
وَالسَّابِقُونَ الأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللّهُ عَنْهُمْ وَرَضُواْ عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الأَنْهَارُ
Те из переселившихся и из ансаров, которые опередили других, и те, которые последовали за ними с чистыми сердцами, -
Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом, и Он приготовил для них райские сады, где внизу текут реки.(“Покаяние”, 100)
В пример можно привести и другие аяты, в которых Аллах хвалит сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщая о том, что Он доволен ими, и о том вечном блаженстве, которое Он уготовал им.
Пятый вопрос: осуждение виновных в поношении.
Имамы этой религии и обладающие знаниями сходились на том, что человек, оскорбивший кого-либо из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заслуживает сурового наказания, которое сможет удержать виновного от повторения этого греха. Такие люди должны подвергаться наказанию в виде бичевания и тюремного заключения, однако лишать жизни их не следует, хотя некоторые из знающих и считали, что за подобные прегрешения можно и казнить.
Шестой вопрос: о том, к чему неизбежно приводит поношение сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Наихудшей формой поношения является проклятие. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Проклясть верующего всё равно, что убить его».
Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
Таким образом, проклятия по адресу сподвижников, особенно если речь идёт о двух шейхах - Абу Бакре и Умаре, да будет доволен Аллах ими обоими, и обвинения в неверии их в целом за исключением небольшой их группы, которые можно услышать от некоторых невежественных и заблудших людей, итак, всё это является совершенно неприемлемым и явной клеветой, неизбежно приводящей к целому ряду безобразных последствий. К числу их относится нижеследующее:
- Игнорирование мудрости и широты знания Всевышнего Господа, слава Ему, который выбрал из всех живших на земле именно этих людей, чтобы они стали сподвижниками Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, посчитав, что они смогут оказать помощь становлению
этой религии, воспринять свет откровений от пророка, да пребудут над ним благословения и мир, и донести их до других людей. И Всевышний поведал людям о том, что Он доволен ими, хотя и знал о смутах и противоречиях, которые должны были между ними возникнуть.
- Нанесение обиды пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и порицание его. Имам Малик, да помилует его Аллах, сказал:
- Поистине, эти люди хотели опорочить пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но не смогли сделать этого, и тогда они стали подвергать нападкам его сподвижников, чтобы люди говорили: ”Он - дурной человек, а если бы он был праведным, то и сподвижники его обязательно были бы праведниками!”
Тот факт, что такие люди утверждают, будто пророк, да благословит его Аллах и приветствует, являвшийся самым проницательным из всех живших на земле, был обманут своими собственными сподвижниками и не распознал их порочности, есть не что иное как приписывание ему невнимательности и наивности, а также неспособности воспитывать людей и оказывать на них влияние, ведь он, да пребудут над ним благословения и мир, воспитывал их более двадцати лет, а после того, как он умер, если верить этим заблудшим, его сподвижники вернулись к мраку и нечестию и уподобились животным, забыв о религии и нравственности.
- Порицание сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в целом, а также знающих и факихов из их числа в частности, представляет собой не что иное как попытку разрушения шариата, установления которого передавали, хранили и защищали эти люди, ибо к кому же ещё нам следует обращаться по всем вопросам шариата, если и они не заслуживают доверия, и от кого бы мы восприняли сунну пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сведения о его жизни? Те люди, которые подвергали нападкам сподвижников пророка, да пребудут над ним благословения и мир, объявляли недействительными многие установления шариата, полагаясь на неверные сведения.
مَّرَضٌ فَزَادَهُمُ اللّهُ مَرَضاً
Да усугубит Аллах болезнь их!(“Корова”,10) Всё это прекрасно понимали некоторые востоковеды и их прихвостни, которые вознамерились объявить недействительным шариат в целом, избрав средством достижения своей цели
нападки на Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, и других передатчиков сообщений о пророке, да благословит его Аллах и приветствует.
- Подобные действия причиняют вред религии ислама и дают повод любому нечестивцу заявлять следуюшее: ” Как можете вы требовать прямоты от меня, если это оказалось не по силам даже сподвижникам, которые общались с пророком, воспринимали от него знание, слушали его наставления и были свидетелями ниспослания Корана?!” Что же касается неверных, то они заявляют: ” Нет блага в этой религии, если даже первые из уверовавших были такими!”
Именно об этом говорил один из знающих, сообщивший, что когда иудеев спросили: ” Кто из вас является достойнейшим?”-, они ответили: ” Сподвижники Мусы ”-, когда христиан спросили: “ Кто из вас является достойнейшим?”-, они ответили: ” Апостолы Исы ”-, когда же у рафидитов1спросили: ” Кто из вас является наихудшим?”-, они ответили: ” Сподвижники Мухаммада ”.
Седьмой вопрос: позиция верующих в этом вопросе.
Аллах Всевышний воздал хвалу тем, кто должен был прийти на смену сподвижникам, за то, что они будут просить о прощении для них, а сердца их не станут питать ненависти ни к кому из них, но последуют они за ними с чистыми сердцами.
Аллах Всевышний сказал:
وَالَّذِينَ جَاؤُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا
А те, которые придут после них, воскликнут:” Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти к тем, кто уверовал.”
(“Собрание”, 10.)
Аллах Всевышний также сказал:
وَالسَّابِقُونَ الأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللّهُ عَنْهُمْ
Те из переселившихся и из ансаров, которые опередили, 1 и те, которые последовали за ними с чистыми сердцами. Аллах доволен ими...(“Покаяние”, 100)
С учётом этого позиция верующих и суть воззрений придерживающихся сунны и стремящихся к согласию состоят в том, что хвалу следует воздавать всем сподвижникам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как следует просить для них прощения, любить их и воздерживаться от повторения того, что произошло между ними и привело к смутам, закончившимся “верблюжьей битвой” и битвой при Сиффине. Обладающие знаниями считают их муджтахидами, стремившимися к истине, те, кто постиг ее получит двойную награду, а кто ошибался — одну награду, а то, что произошло между ними, да будет доволен Аллах ими всеми, ни в коей мере не может служить указанием на их недобросовестность или на то, что их словам нельзя верить, придерживаются же такого мнения о них лишь отклонившиеся от пути истины и приверженцы нововведений.
Восьмой вопрос: все они являются сподвижниками, однако между ними существуют известные различия.
Сподвижником является такой человек, который встречался с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, уверовал и до самой смерти сохранил свою веру. Такие люди заслуживают доверия и их свидетельства можно принимать, как справедливо считает большинство улемов. Некоторые же считают, что необходимым условием для этого должен быть достаточно долгий срок общения того или иного человека с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Однако заслуги и положение сподвижников, да будет доволен Аллах ими всеми, не одинаковы. Достойнейшими из них, по мнению приверженцев сунны и согласия, являются четыре праведных халифа, затем остальные из тех десяти человек, которых Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, порадовал вестью о рае, затем участники битвы при Бадре, затем участники битвы при Ухуде, а затем те, кто дал клятву, угодную Аллаху, 2 а Аллах знает об этом лучше.