О достоинстве сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует

Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: - Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не поносите никого из моих сподвижников, ибо, поистине, если любой из вас потратит столько золота, сколько весит гора Ухуд, это не сравнится ни с муддом 1, ни даже с половиной мудда любого из них!»

Этот хадис приводится в обоих “Сахихах”.

Первый вопрос: общий смысл хадиса.

Ухуд - гора, расположенная неподалеку от Медины, где в своё время произошло известное сражение мусульман с многобожниками.

Мудд - мера объёма сыпучих тел. Равняется одной четвер­ти са’. В сложенные вместе ладони среднего человека вмещает­ся примерно один мудд зерна. Аль-Джухари сказал: ” Я проверял это, и оказалось, что так оно и есть ”.

Смысл данного хадиса состоит в том, что мусульманам за­прещается оскорблять кого бы то ни было из числа сподвижни­ков пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ру­гая их или же произнося обидные для них слова, поскольку если любой другой человек потратит на пути Аллаха столько зо­лота, сколько весит гора Ухуд, он и тогда не получит такой награды за это, которая ждет любого из сподвижников, пожерт­вовавшего на этом пути муддом или половиной мудда еды.


Второй вопрос: причины предпочтения.

Знатоки сунны указывали, что причиной подобного предпоч­тения является то, что сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, жертвовали своим имуществом в трудных обстоятельствах, когда необходимость в этом была наи­более острой, мусульман было ещё мало, а сами они были очень слабы. Кроме того, они тратили своё состояние на то, чтобы помочь посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, защитить его и бороться на пути Аллаха вместе с ним, и при этом не испытывали никаких сомнений и отличались богобоязненностью и смирением, предпочитали других себе и боролись на пути Аллаха должным образом. Именно поэтому первым спод­вижникам была уготована более великая награда за всё то, что они тратили.

Аллах Всевышний сказал:

لَا يَسْتَوِي مِنكُم مَّنْ أَنفَقَ مِن قَبْلِ الْفَتْحِ وَقَاتَلَ أُوْلَئِكَ أَعْظَمُ دَرَجَةً مِّنَ الَّذِينَ أَنفَقُوا مِن بَعْدُ وَقَاتَلُوا

Не равны среди вас те, кто расходовал и сражался до победы. 1 Эти находятся на более высокой ступени, чем те, кто стал расходовать и сражаться после.(“Железо”, 10.)

А после этого Аллах Всевышний сказал: وَكُلًّا وَعَدَ اللَّهُ الْحُسْنَى

И тем, и другим Аллах обещал наилучшее.(“Железо”, 10.)

Объясняется же это тем, что все сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отличаются от прочих людей, так как им выпало счастье общаться с пророком, видеть его, слышать то, что он говорил, и донести его слова до дру­гих людей. Никто из живших позднее уже не имел такой возмож­ности, и таким образом, это стало милостью Аллаха, которую Он оказал, кому пожелал.

Третий вопрос: в связи с чем это было сказано?

Эти слова пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Халиду бин аль-Валиду, когда узнал о том, что тот ругал Абд ар-Рахмана бин Ауфа,


да будет доволен им Аллах. Но если это было сказано пророком, да пребудут над ним благо­словения и мир, такому человеку как Халид бин аль-Валид, ко­торого называли мечом Аллаха и который был одним из виднейших сподвижников, проявившим стойкость в битве при Муте, способ­ствовавшим овладению Меккой и принимавшим участие во многих сражениях, по той причине, что он оскорбил одного из первых сподвижников, то что же тогда говорить об остальных мусульма­нах, не имеющих подобных заслуг?!

Четвёртый вопрос: универсальность этого запрета.

Имам ан-Навави сказал:

- Знай, что поношение сподвижников, да будет доволен ими Аллах, не просто запретно, но относится к числу наиболее отвратительных из запретных вещей.

Кади Ийад сказал:

- Поношение любого из них относится к числу тяжких гре­хов.

Некоторые из знатоков религии обвиняли тех, кто позволял себе поносить сподвижников в неверии, другие же детализировали свои обвинения, говоря: ” Неверным является тот, кто считает дозволенным поношение их или же говорит о них нечто такое, что ставит под сомнение их приверженность религии и их чест­ность, например, в том случае, когда о них отзываются как о лицемерах, вероотступниках, неверных и т.д. Неверным являет­ся и тот, кто оскорбляет всех сподвижников в целом, ибо гово­рящий нечто подобное опровергает Коран, где сказано:

لَقَدْ رَضِيَ اللَّهُ عَنِ الْمُؤْمِنِينَ إِذْ يُبَايِعُونَكَ تَحْتَ الشَّجَرَةِ

Аллах остался доволен верующими, когда они присягнули тебе под деревом.(“Победа”, 18)”.

Кроме того, Аллах Всевышний сказал:

وَالسَّابِقُونَ الأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللّهُ عَنْهُمْ وَرَضُواْ عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الأَنْهَارُ

Те из пересе­лившихся и из ансаров, которые опередили других, и те, которые последовали за ними с чистыми сердцами, -


Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом, и Он приготовил для них райские сады, где внизу текут реки.(“Покаяние”, 100)

В пример можно привести и другие аяты, в которых Аллах хвалит сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщая о том, что Он доволен ими, и о том вечном блаженстве, которое Он уготовал им.

Пятый вопрос: осуждение виновных в поношении.

Имамы этой религии и обладающие знаниями сходились на том, что человек, оскорбивший кого-либо из сподвижников про­рока, да благословит его Аллах и приветствует, заслуживает сурового наказания, которое сможет удержать виновного от по­вторения этого греха. Такие люди должны подвергаться наказа­нию в виде бичевания и тюремного заключения, однако лишать жизни их не следует, хотя некоторые из знающих и считали, что за подобные прегрешения можно и казнить.

Шестой вопрос: о том, к чему неизбежно приводит поноше­ние сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Наихудшей формой поношения является проклятие. Сообща­ется, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Проклясть верующего всё равно, что убить его».

Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

Таким образом, проклятия по адресу сподвижников, особен­но если речь идёт о двух шейхах - Абу Бакре и Умаре, да будет доволен Аллах ими обоими, и обвинения в неверии их в целом за исключением небольшой их группы, которые можно услышать от некоторых невежественных и заблудших людей, итак, всё это является совершенно неприемлемым и явной клеветой, неизбежно приводящей к целому ряду безобразных последствий. К числу их относится нижеследующее:

- Игнорирование мудрости и широты знания Всевышнего Гос­пода, слава Ему, который выбрал из всех живших на земле имен­но этих людей, чтобы они стали сподвижниками Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, посчитав, что они смогут оказать помощь становлению


этой религии, воспринять свет откровений от пророка, да пребудут над ним благослове­ния и мир, и донести их до других людей. И Всевышний поведал людям о том, что Он доволен ими, хотя и знал о смутах и про­тиворечиях, которые должны были между ними возникнуть.

- Нанесение обиды пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и порицание его. Имам Малик, да помилует его Аллах, сказал:

- Поистине, эти люди хотели опорочить пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но не смогли сделать этого, и тогда они стали подвергать нападкам его сподвижни­ков, чтобы люди говорили: ”Он - дурной человек, а если бы он был праведным, то и сподвижники его обязательно были бы пра­ведниками!”

Тот факт, что такие люди утверждают, будто пророк, да благословит его Аллах и приветствует, являвшийся самым проницательным из всех живших на земле, был обманут своими собственными сподвижниками и не распознал их порочности, есть не что иное как приписывание ему невнимательности и наивнос­ти, а также неспособности воспитывать людей и оказывать на них влияние, ведь он, да пребудут над ним благословения и мир, воспитывал их более двадцати лет, а после того, как он умер, если верить этим заблудшим, его сподвижники вернулись к мраку и нечестию и уподобились животным, забыв о религии и нравственности.

- Порицание сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в целом, а также знающих и факихов из их числа в частности, представляет собой не что иное как по­пытку разрушения шариата, установления которого передавали, хранили и защищали эти люди, ибо к кому же ещё нам следует обращаться по всем вопросам шариата, если и они не заслужи­вают доверия, и от кого бы мы восприняли сунну пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сведения о его жиз­ни? Те люди, которые подвергали нападкам сподвижников проро­ка, да пребудут над ним благословения и мир, объявляли недействительными многие установления шариата, полагаясь на невер­ные сведения.

مَّرَضٌ فَزَادَهُمُ اللّهُ مَرَضاً

Да усугубит Аллах болезнь их!(“Корова”,10) Всё это прек­расно понимали некоторые востоковеды и их прихвостни, кото­рые вознамерились объявить недействительным шариат в целом, избрав средством достижения своей цели


нападки на Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, и других передатчиков сообще­ний о пророке, да благословит его Аллах и приветствует.

- Подобные действия причиняют вред религии ислама и да­ют повод любому нечестивцу заявлять следуюшее: ” Как можете вы требовать прямоты от меня, если это оказалось не по силам даже сподвижникам, которые общались с пророком, воспринимали от него знание, слушали его наставления и были свидетелями ниспослания Корана?!” Что же касается неверных, то они заяв­ляют: ” Нет блага в этой религии, если даже первые из уверовавших были такими!”

Именно об этом говорил один из знающих, сообщивший, что когда иудеев спросили: ” Кто из вас является достойнейшим?”-, они ответили: ” Сподвижники Мусы ”-, когда христиан спросили: “ Кто из вас является достойнейшим?”-, они ответили: ” Апосто­лы Исы ”-, когда же у рафидитов1спросили: ” Кто из вас являет­ся наихудшим?”-, они ответили: ” Сподвижники Мухаммада ”.

Седьмой вопрос: позиция верующих в этом вопросе.

Аллах Всевышний воздал хвалу тем, кто должен был прийти на смену сподвижникам, за то, что они будут просить о проще­нии для них, а сердца их не станут питать ненависти ни к кому из них, но последуют они за ними с чистыми сердцами.

Аллах Всевышний сказал:

وَالَّذِينَ جَاؤُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا

А те, которые придут после них, воскликнут:” Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти к тем, кто уверо­вал.”

(“Собрание”, 10.)

Аллах Всевышний также сказал:

وَالسَّابِقُونَ الأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللّهُ عَنْهُمْ


Те из переселившихся и из ансаров, которые опередили, 1 и те, которые последовали за ними с чистыми сердцами. Аллах доволен ими...(“Покаяние”, 100)

С учётом этого позиция верующих и суть воззрений придер­живающихся сунны и стремящихся к согласию состоят в том, что хвалу следует воздавать всем сподвижникам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как следует просить для них прощения, любить их и воздерживаться от повторения того, что произошло между ними и привело к смутам, закончившимся “верблюжьей битвой” и битвой при Сиффине. Обладающие знаниями считают их муджтахидами, стремившимися к истине, те, кто постиг ее получит двойную награду, а кто ошибался — одну награду, а то, что произошло между ними, да будет доволен Аллах ими всеми, ни в коей мере не может служить указанием на их недобросовестность или на то, что их словам нельзя верить, придерживаются же та­кого мнения о них лишь отклонившиеся от пути истины и приверженцы нововведений.

Восьмой вопрос: все они являются сподвижниками, однако между ними существуют известные разли­чия.

Сподвижником является такой человек, который встречался с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, уве­ровал и до самой смерти сохранил свою веру. Такие люди за­служивают доверия и их свидетельства можно принимать, как справедливо считает большинство улемов. Некоторые же счита­ют, что необходимым условием для этого должен быть достаточ­но долгий срок общения того или иного человека с посланни­ком Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Однако заслуги и положение сподвижников, да будет дово­лен Аллах ими всеми, не одинаковы. Достойнейшими из них, по мнению приверженцев сунны и согласия, являются четыре праведных ха­лифа, затем остальные из тех десяти человек, которых Послан­ник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по­радовал вестью о рае, затем участники битвы при Бадре, затем участники битвы при Ухуде, а затем те, кто дал клят­ву, угодную Аллаху, 2 а Аллах знает об этом лучше.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: