Структура управления научно-технической и инновационной системой и научно-техническая политика Литвы

Литовская Республика

Территория: 65,3 тыс. км2. Население: 2,94 млн. человек (на начало 2014 г.).

ВВП ППС: 67,43 млрд. долл. США (2013 г.). Темпы роста ВВП: 3,4% (2013 г.).

Литва – государство, расположенное в Северной Европе на восточном побережье Балтийского моря. На севере граничит с Латвией, на юго-востоке – с Беларусью, на юго-западе – c Польшей и Калининградской областью России. Член ООН с 1991 г., ЕС и НАТО – с 2004 г.

Структура управления научно-технической и инновационной системой и научно-техническая политика Литвы

Структура управления литовской научно-исследовательской и инновационной политикой базируется на основе модели взаимодействия двух министерств: Министерство экономики отвечает за инновационную политику, а Министерство образования и науки несет ответственность за политику в сфере высшего образования и научных исследований и разработок (см. рисунок ХХ1[Е.1]).

Рисунок ХХ1 [Е.2] – Структура управления научно-технической и инновационной системой Литвы

На высшем уровне литовская политика научных исследований и инноваций координируется литовским Сеймом (парламент) и правительством Литвы.

Министерство экономики является основным учреждением, участвующим в формировании политики по продвижению инноваций и развитию малых и средних предприятий (МСП). В 2009 году его структура претерпела определенную реорганизацию. Было создано новое Министерство энергетики на базе существующего отдела Министерства экономики в целях реализации задач, связанных с национальной реформой энергетического сектора после закрытия Игналинской атомной электростанции в 2010 г. Кроме того, в 2009 г. был создан Департамент инноваций и экономики, основанной на знаниях, чтобы организовать работу по продвижению инноваций. Министерство образования и науки отвечает за развитие передовых исследований в государственном научно-исследовательском секторе и за развитие высококвалифицированных человеческих ресурсов для научных исследований, разработок и инноваций. При этом, основная ответственность за развитие научных исследований и разработок в бизнес секторе в рамках программы инновационной деятельности и конкурентоспособности лежит на министерстве экономики. Оба министерства являются взаимно ответственными за управление научной и инновационной системой и координацию широкомасштабных инвестиционных программ. Министерство финансов также играет важную роль в распределении финансирования национальных исследовательских программ.

Литовские долгосрочные стратегические документы подчеркивают важность взаимодействия науки, высшего образования и бизнеса для достижения национальных целей развития (это было заявлено в Литовской долгосрочной стратегии развития государства).

Национальная Программа Развития Литва, принятая в 2012 г., поставила цель довести финансирование НИОКР до 1,9% ВВП к 2020 г., причем не менее половины (0,9%) должны приносить частные инвестиции.

В 2008 году Литовский Исследовательский Совет (Lithuanian Research Council) утвердил перечень Национальных Исследовательских программ:

будущая энергетика (future energy);

хронические неинфекционные заболевания;

Литовская эко-система: изменение климата и человеческий фактор;

безопасное и здоровое питание;

Государство и нация: наследие и идентичность.

Четыре направления имеют наиболее высокий приоритет – биотехнологии, биофармацевтика и медицина; нано-, лазерные, электрические и оптические технологии; сельсколе хозяйство и продукты питания, ИКТ[1].

Сильные стороны научно-технической политики Литвы:

1. Рост расходов на научные разработки.

На основе статистических данных можно судить о положительной динамике государственных расходов на НИОКР. В 1995 г. расходы государства на научные и экспериментальные исследования составляли 0,46 % ВВП по сравнению с 1,8 % в ЕС. В 2007 г. из литовского бюджета выделено 0,81 % ВВП на развитие науки, в 2008 г. — 0,8 %, в 2012 г. — 0,9 %. Происходит постепенное увеличение финансирования со стороны как государственных, так и коммерческих структур, хотя рост инвестирования в НИОКР в бизнес секторе еще достаточно низок, особенно в сравнении со странами ЕС.

2. Высокий уровень квалификации сотрудников.

3. Финансовая поддержка из фондов ЕС на НИОКР и инновации в бизнесе на период 2007—2013 гг. (рисунок 3)

Рисунок 3 – Помощь ЕС Литве в 2007—2013 гг.

5. Прямые иностранные инвестиции, использование промышленного и научного зарубежного опыта (рисунок 4).

Рисунок 4 – Прямые иностранные инвестиции в Литву, млрд. евро

Слабые стороны научно-технической политики Литвы:

1. Малая доля предприятий с инновационным характером, недостаточный уровень научных разработок и инновационного развития на предприятиях.

2. Закрытость структуры высшей школы и исследовательских институтов, непривлекательная система оплаты труда и условия карьерного роста, которые не позволяют активно приходить в этот сектор юным талантам.

3. Малое количество сотрудников в научно-исследовательском секторе предпринимательства, особенно в сфере высоких технологий.

Рисунок 5 – Сотрудники, занятые в НИОКР по секторам, 2009 г.

4. Слабое межинституциональное взаимодействие.

5. «Утечка мозгов», которая может в значительной степени ослабить конкурентоспособность Литвы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: