Долгосрочные стратегии эффективны в тех случаях, когда конфликт обусловлен глубинными различиями. Они не «лечат» конфликт, но помогают руководителю и участникам конфликта справиться с ситуацией.
Разделение и фрагментация конфликта. Один из возможных способов установить мир заключается в разделении конфликтующих сторон. Можно, например, перевести одного или обоих участников конфликта в другой отдел. Эта стратегия не применима в малых организациях или в организациях с тесным взаимодействием разных отделов. Представляется, что разделение будет наиболее успешным в случае межличностного конфликта или конфликта с малым числом участников. Если разделение сотрудников в профессионально-функциональном плане не целесообразно, то возможна фрагментация конфликта, сведение его к частностям, позволяющим все-таки выполнять общую работу. Конечно, эти частности будут омрачать трудовое взаимодействие. Приходится выбирать меньшее из зол.
Посредничество. Можно попытаться помочь оппонентам понять позицию противоположной стороны и признать правомерность, справедливость претензий. Чтобы посредничество было успешным, противники должны верить в беспристрастность руководителя.
|
|
Апелляции. Руководитель может передать спор на рассмотрение (возможно, с участием в обсуждении представителей конфликтующих сторон) высшим руководителям организации для вынесения окончательного решения. Оппоненты часто предпочитают этот способ, так как он обеспечивает наиболее беспристрастный разбор конфликта.
Конфронтация. Когда конфликт превращается в непродуктивный, а сдерживаемые эмоции неблагоприятно влияют на работу, лучше позволить участникам конфликта выговориться, обнажить свои чувства. Для этого можно организовать конфронтационную встречу и предоставить оппонентам возможность откровенно высказать то, что они чувствуют и думают в отношений друг друга. Связанные с т&кой стратегией риски велики. Подобная встреча может повысить накал эмоций и усилить конфликт; и оппоненты просто откажутся от сотрудничества. По этим причинам конфронтационные встречи следует организовывать с помощью привлекаемых со стороны квалифицированных посредников-профессионалов. Разрешение
Стратегии разрешения, нацеленные на поиск решений' проблем, относятся к долгосрочным стратегиям. С их помощь можно не только справиться с возникшей проблемой, но также создать условия, при которых становится менее вероятным возникновение деструктивного конфликта в будущем.
Установление общих целей. Руководитель может заставить оппонентов перестать обращать внимание на различия целей или по крайней мере придавать им меньшее значение, если сумеет указать общие цели или более важные для обеих сторон.
|
|
Реструктурирование. Иногда сама структура организации порождает противоречивые требования к оппонентам. В таких случаях для устранения конфликтов можно перераспределить функции, изменить распределение обязанностей или административное деление.
Совершенствование коммуникаций. Вероятность поляризации ценностей и убеждений наиболее велика в организациях, где отсутствуют четкие коммуникации и взаимопонимание между людьми. Улучшение коммуникаций и устранение барьеров между группами способствуют снижению вероятности возникновения деструктивных конфликтов. Один из распространенных методов сделать это на организационном уровне заключается в регу-
лярно осуществляемых перемещениях людей внутри организации из одной группы в другую, для того чтобы научить их работать с новыми людьми и глубже изучить организацию благодаря возможности рассматривать ее с разных точек зрения. Ротация делает людей более терпимыми к различиям, избавляет их от гнета предубеждений и враждебности. Постоянная перемена труда является основой японской организационной культуры.
Объединяющие переговоры. Цель объединяющих переговоров заключается в том, чтобы превратить, возможный итог «победитель - побежденный» в итог «победитель - победитель». Ни одна из сторон при этом не принуждается к отказу от значимых интересов. Вместо этого участники конфликта поощряются к поиску творческого решения (но не компромисса!), которое удовлетворяет обе стороны. Например, введение гибкого рабочего графика позволяет персоналу обрести большую автономность и гибкость, тогда как организации удается достичь своей цели, заключающейся в сохранении объема производства.