Согласные Ф—В

Артикуляционная установка. Звук Ф мы получим, если соединим нижнюю губу с верхними передними зубами, а затем выдыхаемым воздухом будем отделять губы от зубов. Звук В образуется аналогично, только к работе органов артикуляции подключаются голосовые связки.

Дыхани е. Согласные ф и в часто разрушаются, в связи с тем, что дыхание запаздывает, не подается вовремя для отделения губы от зубов. В результате звука мы не получаем, хотя органы артикуляции заняли необходимую для произнесения этих звуков позицию. В других случаях выдыхаемая струя настолько вялая, что образующийся звук заглушается соседними сильными звуками. А бывает и так: выдох достаточно активен, но нижняя губа не встречается в нужный момент с зубами. Итак, самое важное условие верного произнесения этих звуков — точная подача дыхания на губу в тот момент, когда она соединилась с верхними зубами.

Методические советы. На произнесении этих звуков рекомендуем сосредоточить особое внимание, так как они сплошь и рядом «выпадают» из речи. Мы слышим «место», в то время как человек хотел сказать «вместо»; во фразе «и не имеют рагов» разговор шел не о «рогах», а о «врагах»; слово «всегда» звучит чаще всего как «сегда» и т. д. Мы видим даже на этих трех примерах, взятых из жизни, что выпадение звука в разрушает красоту звучания слов и даже искажает их смысл.

Упражнение «Чайник». Закипел чайник. Пар вырывается из-под крышки то длинными струйками, то короткими, «стаккатированными». Щелочка, в которую прорывается «пар», находится между верхними зубами и нижней губой. Вы уже поняли, что вы — чайник. Чайник расшумелся, «расфыркался», и своим «фырканьем» он как бы кричит хозяйке: «Я готов! Иди сюда скорее! Да скорее же! У меня может кончиться терпение, и тогда я залью конфорку!» ффф! ффф! ф-ф-ф... фффф! ф-ф-ф....Но вот газ выключен, и последними легкими «ф-ф-ф» чайник похваливает хозяйку, которая все же успела вбежать в кухню вовремя (можно, наоборот, пожурить, отчитать ее за нерасторопность).

Упражнение «Первые шаги». Мама-кошка учит сына, как можно испугать собаку. «Коготочки выпусти, шерстку дыбом сделай, да ка-ак фыкни!» Показывает, как надо «фыркать»: ффффф\ Сын повторяет за мамой.

Упражнение «Оса». Незадачливая оса попадав квартиру и не может вылететь на улицу. Так и жужжит на окне, местечко выискивает, дырочку, чтобы можно было выбраться на свободу. Воспроизведем жужжание осы звуком в. Не «громчите» не давите на губы, старайтесь, чтобы согласный был звонким, сочным, свободным. Настойчиво, не теряя надежды на успех, «долбите» оконное стекло, может быть, оно и поддастся. Так есть! Вот она, форточка! Как радостно, легко и звучно запелось на свободе — ввввв!

Таблицы, приведенные выше, используем для воспитания звуков в, ф.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: