Основной предпосылкой системного подхода является признание того, что в мире все
взаимосвязано и ни одно явление нельзя рассматривать в отрыве от всех прочих. Однако
человеческому мозгу не под силу охватить всю поступающую извне информацию, поэтому мы научились делить этот мир на разные группы объектов и явлений, на различные сферы и науки, научились проводить границы в реальности и в собственном сознании. С одной стороны, это необходимо, так как б о льшая часть информации, к которой человек имеет доступ, совершенно не нужна для его выживания и развития, с другой стороны, дробное мышление является серьезным упрощением, ведь реальный мир не знает наших границ.
Что же делать? У нас есть два пути. Первый – аналитический. Мы можем разобрать
большую проблему или явление на множество мелких частей, изучить их по отдельности, а затем суммировать выводы. То есть мы сначала фокусируемся на деталях и рассматриваем их автономно и независимо друг от друга, а затем на основе их исследования делаем выводы о целом. Таким образом получена значительная часть знаний об окружающем мире, особенно в рамках европейской науки XVI-XX веков. Но у этого подхода есть два минуса. Во-первых, как уже было сказано, в реальном мире все связано со всем остальным, и разделение заставляет нас упускать из виду существенные факторы. Во-вторых, жизнь не стоит на месте, все находится в постоянной динамике, и пока мы рассматриваем одну часть проблемы, другие части и отношения между ними
могут значительно измениться. А значит, нам необходимо рассматривать составные части проблемы все вместе и во взаимодействии друг с другом.
Такую возможность предоставляет нам второй путь мышления – системный. Мы сначала представляем себе проблему в виде целого, описываем это целое, а затем уже фокусируемся на деталях. В этом случае, не изучение отдельных частей позволяет нам лучше понять поведение целого, но, наоборот, поведение целого позволяет лучше объяснить поведение частей.
Изучив законы функционирования целого, мы затем можем переходить к изучению
отдельных элементов. Углубление наших знаний достигается большей детализацией, поскольку любой элемент также можно представить в виде целого. Например, исследовав тело человека, мы можем затем перейти к устройству внутренних органов, а затем отдельных клеток. Это называется методом последовательных приближений.
3. Характеристика задач системного анализа. Особенности задач системного анализа.
Системный анализ представляет собой методологию изучения и решения сложных проблем путем мысленного расчленения предмета на части в целях его дальнейшего изучения.
Полезность системного анализа обусловлена глубоким проникновением в суть проблемы, выявлением взаимосвязей, способствующих обнаружению нестандартных решений, в большей четкости формулирования целей, в большей эффективности распределения ресурсов.
Целью системного анализа является выработка практических рекомендаций по выбору наилучшего варианта решения на основе полной и всесторонней проверки различных вариантов с точки зрения количественного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с полученным эффектом.
Задачи системного анализа:
1) Анализ проблемы. Обнаружение, постановка, формулировка, выявление разрешимости, формулирование цели исследования.
2) Описание системы. Определение объекта исследования, внешней среды, выделение и определение элементов. Проводится по иерархическому порядку: надсистема, наша система в разных надсистемах, свойства функции, границы нашей системы, анализ системы. Описание завершается построением модели.
3) Оценка эффективности функционирования системы. Цель – это желаемое состояние системы (организации) и направление активности. Поиск дефектов, выяснение соответствия формальных функций с реально выполняемыми. Производится на основе критериев - количественной характеристики соответствия системы поставленным перед ней целям.
4) Определение стратегической цели системы. намечая цель, следует прогнозировать будущее состояние не только самой системы, но и окружающей среды. Для прогноза и анализа будущих условий систему следует рассматривать в динамике и развитии.
5) Разработка альтернатив достижения цели. Формирование множества альтернатив на основании различных критериев: эффективность, ресурсы.