Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«коМПОЗИЦИОННОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»
профилизации «Дизайн интерьера»
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «Композиционное формообразование ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 27 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Авторы: | канд. пед. наук, доцент | В.П. Фалько |
ст.преподаватель | Н.А. Сафронова | |
Рецензент: | канд. пед. наук, доцент | А. В. Степанов |
Одобрена на заседании кафедры дизайна интерьера. Протокол от 26 мая 2011 г. № 10.
Заведующая кафедрой дизайна интерьера | В.П. Фалько |
Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от 14 июня 2011 г. №10
Председатель методической комиссии ИнИс | В.П. Фалько | |
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ | С. В. Пеннер | |
Директор ИнИс | А. Б. Костерина |
© ФГАОУ ВПО «Российский
государственный профессионально-
педагогический университет», 2011
© Фалько В.П., Сафронова Н.А., 2011
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«Композиционное формообразование» – это учебная дисциплина в профессиональной подготовке студентов, формирующая знания, умения и владения, необходимые будущему бакалавру профессионального обучения в области дизайна интерьера. Дисциплина предполагает освоение студентами композиционной грамоты, формирование гибкости мышления, творческого профессионального подхода к решению проектных задач любого уровня и содержания.
Целью изучения курса, соотнесенной с общими целями ООП ВПО, является развитие творческих способностей студентов в процессе овладения методами художественно-композиционного формообразования искусственных систем. Данное требование обусловлено областью профессиональной деятельности выпускника: осуществлять подготовку учащихся по профессиям в сфере дизайна и специальностям в образовательных учреждениях по программам начального, среднего и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также в службе занятости населения.
Программа рассчитана на обучение студентов теоретическим основам художественно-композиционной деятельности и формирует умение и владение методами практического моделирования. Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Композиционное формообразование» преследует решение следующих задач:
1) обучение законам, принципам, методам и средствам композиционного формообразования искусственных систем; навыкам свободного владения средствами гармонизации художественной формы;
2) овладение профессиональным мастерством в творческой деятельности, возможностью реально воплощать содержание задуманного произведения в целостной художественно-образной форме;
3) формирование композиционного сознания, ассоциативно-образного мышления; умения грамотно анализировать объекты дизайн-проектирования, раскрывать сущность их гармонического строения; художественно-эстетической культуры и художественного вкуса студентов, умения уверенно судить об эстетической полноценности произведений композиционного творчества; навыков самостоятельной творческой работы.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Композиционное формообразование» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла (21 – б2) и является основой для изучения дисциплин профилизации. Изучение курса рассчитано на три семестра (4 й, 5 й и 6 й), поэтому входные знания могут быть разграничены на отдельные части.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «История искусства»:
Знания: истории искусства как непрерывного процесса развития разных стилей, направлений, течений, школ, взаимопроникновения форм и традиций в искусстве.
Умения: классифицировать виды искусства; распознавать стилевые особенности в архитектуре, дизайне, графике, живописи, скульптуре.
Владения: анализировать и осмысливать специфику искусства разных периодов, стилевых особенностей, направлений, течений для оперирования приобретенными знаниями при решении художественно-проектных и профессионально-педагогических задач.
2.2. Из курса «Историяи теория дизайна»:
Знания: специфики и теоретических основ дизайнерской деятельности; классификации основных видов дизайна; принципов построения, типов и видов дизайнерских систем; основных этапов в истории развития и ведущих направлений современного художественного проектирования.
Умения: свободно оперировать понятиями и категориями теории дизайна; уверенно судить об эстетической полноценности и стилеобразующих принципах произведений композиционного творчества; определять тип дизайнерской школы или исторического периода, их доминирующие принципы, художественную основу и значимость.
Владения: специальной терминологией; методикой критического анализа дизайнерских систем;целостным представлением о дизайне, его направлениях и течениях, основных законах функционирования.
2.3. Из курса «Инженерная графика с основами проектирования»:
Знания: теории построения, общих правил выполнения и оформления чертежей; масштабов; теоретических основ построения объектов в различных проекциях; законов линейной перспективы и теории построения теней на ортогональных, аксонометрических и перспективных проекциях; правил пересечения поверхностей.
Умения: анализировать конструктивные особенности объектов дизайн-проектирования; читать и грамотно составлять чертежи изделий различного назначения, пользоваться технической и справочной литературой;комбинировать геометрические пространственные формы;отображать объекты в ортогональных, аксонометрических и перспективных проекциях; строить тени на различных проекциях.
Владения: приемами изображения простых и комбинированных пространственных форм на плоскости; графической культурой; навыками выполнения и художественно-графического оформления чертежей в соответствии с государственными стандартами; чертежными инструментами.
2.4. Из курса «Живопись»:
Знания: закономерностей живописного композиционного построения; специальной терминологии и технологии живописи; методов и приемов создания живописной стилизации; принципов построения колорита; приемов построения формальной живописной композиции.
Умения: применять на практике средства, приемы и способы живописного моделирования плоскостной, объемной и пространственной формы; создавать живописные композиции различного стилистического характера; выбирать средства, приемы и способы живописного изображения для решения конкретных задач.
Владения: техникой живописного изображения; методами живописного преобразования формы и пространства; средствами живописного моделирования.
2.5. Из курса «Основы исследовательской деятельности»
Знания: методов научного познания, методов творческого мышления; сущности, принципов, методов и общей структуры научно-исследовательской работы;понятийно-терминологического аппарата научного исследования; принципов построения стратегии и тактики исследования.
Умения: применять эффективные способы ведения научно-исследовательской работы; самостоятельно составлять программу конкретного исследования, формулировать обоснованные суждения и выводы;свободно оперировать понятиями и категориями, системно излагать мысли, доказывать и опровергать, вести дискуссию.
Владения: технологиями поиска и работы с различного рода источниками информации;методами теоретического и творческого мышления;навыками проведения исследований различного уровня.
2.7. Из курса «Проектирование интерьера»:
Знания: основных методов и форм дизайнерского проектирования; последовательность, алгоритм работы над дизайн-проектом; виды проектно-графических изображений.
Умения: методически последовательно вести дизайнерское проектирование; применять эффективные способы ведения проектной работы, методы эвристической деятельности; выполнять планы, развертки, функциональные и технологические схемы, перспективные изображения интерьера; выполнять графическую подачу проекта в альбоме и на планшетах; выполнять пояснительную записку к проекту; проектировать жилое или общественное пространство в соответствии с проектным заданием и требованиями нормативной литературы.
Владения: приемами анализа и выявления сущностных качеств проектируемого объекта; навыками выполнения и оформления проекта и его натурных элементов; графическими приемами проектирования; навыками публичной защиты проекта.
2.5. Из курса «Рисунок»:
Знания: методических и технологических основ рисунка; законов линейной и воздушной перспективы;современных методов графического изображения и технологических свойств используемых графических материалов; конструктивной основы формы простых геометрических тел и сложных природных объектов; правил распространения освещения на объемно-пространственной форме.
Умение: использовать графический язык в качестве средства проектирования;гармонично компоновать изображение в формате изобразительного поля;анализировать и грамотно изображать пластическую структуру объемной формы на плоскости; применять на практике средства, приемы и способы графического моделирования объемных и пространственных форм, интерьерной среды.
Владения: профессиональным навыкам рисования; навыками использования различных художественно-графических материалов и фактур; беглым поисковым рисунком в процессе нахождения образа или художественной концепции; графическими средствами моделирования плоскостной, объемной и пространственной формы; методами пластического анализа и творческого преобразования форм растительного и животного мира; графической культурой.
2.3. Из курса «Химия и физика цвета»:
Знания: основ полихромии и закономерностей выбора гармоничных цветовых сочетаний; физических, психологических, образно-эстетических, формообразующих и пространственных свойств цвета.
Умения: разрабатывать схему колористического решения художественной формы.
Владения: материалами и техниками цветографической подачи проекта; приемами гармонизации цвета.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· пластическое моделирование;
· дизайн и рекламные технологии;
· художественное моделирование интерьера и предметной среды;
· декоративная живопись;
· выполнение ВКР.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Композиционное формообразование» является основой для освоения студентами композиционной грамоты, формирования гибкости мышления, творческого профессионального подхода к решению проектных задач любого уровня и содержания, необходимых обязательных профессиональных компетенций будущего бакалавра профессионального обучения в области дизайна интерьера. Дисциплина «Композиционное формообразование» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «Профессиональное обучение»:
а) общекультурных (ОК):
· осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);
· готов к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др. (ОК-21);
· способен самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОК-23);
· способен к когнитивной деятельности (ОК-24);
· готов анализировать информацию для решения проблем возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОК-27);
· владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28);
· владеет системой эвристических методов и приемов (ОК-29).
б) профессиональными (ПК):
Обучение рабочей профессии:
· способен выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32);
в) профессионально-специализированных (профилизация Дизайн интерьера)
· знает теоретические основы и владеет алгоритмами, средствами и приемами графического, живописного и пластического ручного моделирования (ПСК-1);
· владеет методами и технологиями (алгоритмами) решения художественно-проектных задач (ПСК-3);
· владеет навыками анализа и профессиональной рефлексии художественно-проектной деятельности по созданию дизайн-продукта (ПСК-5);
· способен создавать новые, прогрессивные художественно-проектные решения, основанные на своих оригинальных концепциях (ПСК-6).
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
· законы, принципы, методы и средства художественно-композиционного формообразования искусственных систем;
· методы системного анализа и синтеза;
· критерии оценки эстетической полноценности произведений композиционного творчества;
· художественно-графические материалы, их свойства и изобразительные возможности;
· принципы комбинаторного решения формы объектов проектирования;
· приемы и виды стилизации природных объектов;
· влияние цвета на формообразование объектов художественного проектирования;
· основы полихромии и закономерности выбора гармоничных цветовых сочетаний, формообразующие и пространственные характеристики цвета;
· основные требования к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки.
Уметь:
· определять состав и грамотно управлять активностью средств гармонизации художественной формы для реализации творческого замысла;
· разрабатывать схему колористического решения художественной формы;
· применять эффективные способы усвоения знаний;
· свободно оперировать понятиями и категориями композиционного формообразования, систематически излагать мысли, доказывать и опровергать, уметь вести дискуссию;
· использовать принципы, законы и закономерности композиционного формообразования при решении стилистических задач в художественно-проектной деятельности;
· выражать графически эмоции, настроения, состояния, ассоциации;
· подготовить краткое изложение сути курсового проекта, характера решения, его особенностей с опорой на графический материал и пояснительную записку.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· средствами изобразительного языка;
· навыками самостоятельной творческой работы;
· навыками использования различных художественно-графических материалов и фактур;
· процессами творчества, системой приемов эвристического решения проблем и задач;
· технологиями работы с различного рода источниками информации;
· алгоритмами, средствами и приемами формирования композиционных структур на основе художественно-проектного замысла, включающего тематический, функциональный, колористический и стилевой аспекты.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц: 432 часа, из них 200 аудиторных часов.
Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:
• аудиторная – 3 часа в неделю в 4-м семестре; 4 часа в неделю в 5-м семестре; 4 часа в неделю в 6-м семестре;
• самостоятельная работа студентов – 3 часа в неделю в 4-м семестре; 4 часа в неделю в 5-м семестре; 5 часов в неделю в 6-м семестре.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестры | ||
4-й | 5-й | 6-й | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 12 (432) | |||
Аудиторные занятия | 5,56 (200) | |||
лекции | 1 (36) | - | ||
практические занятия | - | - | - | - |
семинарские занятия | - | - | - | - |
лабораторные работы | 4,56 (164) | |||
другие виды аудиторных занятий | - | - | - | - |
Самостоятельная работа | 6,44 (232) | |||
изучение теоретического курса | 0,5 (18) | - | ||
курсовая работа домашние задания подготовка к экзамену контроль самостоятельной работы | 1 (36) | - | - | |
3,33 (120) | ||||
1 (36) | - | - | ||
0,61 (22) | ||||
Вид промежуточного контроля | Зачет | Зачет | Экзамен |
Таблица 2
Вид учебной работы | Форма обучения | ||
Очная | Заочная с полным сроком | Заочная с сокращенным сроком | |
Общая трудоемкость дисциплины | |||
Аудиторные занятия | |||
лекции | |||
практические занятия | - | - | - |
семинарские занятия | - | - | - |
лабораторные работы | |||
другие виды аудиторных занятий | |||
Самостоятельная работа | |||
изучение теоретического курса | |||
курсовая работа | |||
домашние задания | |||
подготовка к экзамену | |||
контроль самостоятельной работы | |||
Вид промежуточного контроля | Зачет. Экзамен | Зачет. Экзамен | Зачет. Экзамен |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 3
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||||||
Лекции | Лабораторные занятия | СРС | Консультации | |||||||||||
Раздел 1. Общее понятие о композиционном формообразовании | ||||||||||||||
1. | · Введение. Роль композиционного формообразования в художественном проектировании | 1-2 | Еженед. | Входной контроль (тестирование) | ||||||||||
2. | · Законы композиции. Организация композиции. · Виды композиций | 3-4 | Еженед. | Лабораторная работа №1; ДЗ № 1, 2 | ||||||||||
3. | · Свойства формы | 5-6 | Еженед. | |||||||||||
4. | · Восприятие формы на плоскости. · Приемы формообразования | 7-8 | Еженед. | |||||||||||
Раздел 2. Художественные средства построения композиции | ||||||||||||||
5. | · Графические средства построе-ния композиции · Пластические средства постро-ения композиции (обзорно) | 9-10 | Еженед. | Лабораторная работа №1; ДЗ № 3 | ||||||||||
Раздел 3. Средства гармонизации художественной формы | ||||||||||||||
6. | · Метр. Ритм | 11-12 | Еженед. | Лабораторная работа №2; ДЗ №4 | ||||||||||
7. | · Контраст. Нюанс. Тождество. Полярность | 13-14 | Еженед. | |||||||||||
8. | · Симметрия, асимметрия, дисимметрия, антисимметрия | 15-16 | Еженед. | |||||||||||
9. | · Статика, динамика | 17-18 | Еженед. | |||||||||||
10. | · Пропорции. · Масштаб | 19-20 | Еженед. | Тестирование по разделам 1, 2, 3 теоретического материала | ||||||||||
Итого за 4 семестр | Зачет | |||||||||||||
Раздел 4. Основные принципы композиционного формообразования | ||||||||||||||
11. | · Целостность и гармонизация | 1-2 | Еженед. | Лабораторная работа №1 | ||||||||||
12. | · Образность и выразительность | 3-4 | Еженед. | |||||||||||
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||||||
Лекции | Лабораторные занятия | СРС | Консультации | |||||||||||
13. | · Рациональность (целесообразность) · Структурность | 5-6 | Еженед. | Лабораторная работа №2; ДЗ №1 | ||||||||||
15. | · Органичность (бионизация) · Гибкость | 7-8 | Еженед. | |||||||||||
Раздел 5. Профессиональные методы художественной организации искусственных систем | ||||||||||||||
16. | · Стилизация | 9-10 | Еженед. | Лабораторная работа №3; ДЗ №2 | ||||||||||
17. | · Комбинаторное формообразование | 11-12 | Еженед. | |||||||||||
18. | · Ассоциативное формообразование | 13-15 | Еженед. | Тестирование по разделам 4, 5 теоретического материала | ||||||||||
20. | Выполнение курсовой работы | - | - | |||||||||||
Итого за 5 семестр | Зачет, курсовая работа | |||||||||||||
Раздел 5. Профессиональные методы художественной организации искусственных систем | ||||||||||||||
21. | Комбинаторное формообразование | 1-7 | - | Еженед. | Лабораторная работа №1, 2; ДЗ №1 | |||||||||
22. | Ассоциативное формообразование | 8-20 | - | Еженед. | Лабораторные работы №3, 4; ДЗ №2, 3 | |||||||||
23. | Подготовка к экзамену | - | - | |||||||||||
Итого за 6 семестр | Экзамен | |||||||||||||
Всего за курс | ||||||||||||||
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В преподавании дисциплины «Композиционное формообразование» используются следующие формы:
· лекции;
· входная диагностика и тестирование по отдельным разделам дисциплины;
· лабораторные работы;
· консультирование студентов по вопросам учебного материала, выполнения лабораторных и домашних работ, написания курсовой работы;
· самостоятельная работа студентов, включающая: усвоение теоретического материала; выполнение домашних заданий по разделам программы; выполнение курсовой работы и подготовка к ее защите; подготовку к текущему контролю знаний, к промежуточным аттестациям, к зачетам, экзамену;
· подготовка учебных и творческих работ студентов для участия в выставках.
Учебный процесс по программе проводится с использованием как традиционных (лекции, лабораторные занятия; работа в библиотеках разного профиля и т.п.), так и инновационных (использование мультимедийных средств, дистанционное и интерактивное обучение, работа в сети Интернет, творческие конкурсы и т.п.) форм и технологий образования.
Ведение курса «Композиционное формообразование» предусматривает использование наглядного материала (репродукции, иллюстрации, фотографии, наглядные пособия, таблицы, макеты, презентации и т. д.).
Для успешного освоения курса «Композиционное формообразование» студенту рекомендуется:
1. Посещать лекционные и лабораторные занятия.
2. Выполнить тест входного контроля.
3. Выполнять и предоставлять на итоговые просмотры все лабораторные и самостоятельные работы.
4. Выполнять промежуточные тесты.
5. Выполнить и защитить курсовую работу.
6. Подготовиться и сдать экзамен.
Оценка успеваемости студентов осуществляется на основании рейтинговой системы контроля (РСК). Установление рейтинга студента способствует его самостоятельности и активности при освоении учебной программы и, в конечном счете, улучшению качества его профессиональной подготовки.
Образовательные технологии подготовки бакалавров профессионального обучения по профилю Декоративно-прикладное искусство и дизайн предполагают усиление роли самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя. Роль преподавателя смещается от транслятора учебной информации к консультанту и организатору учебной деятельности студента при формировании различных компетенций.
Формой промежуточной аттестации в 4, 5-м семестрах является зачет, который предусматривает наличие всего объема заданий, выполненных в течение семестра.
Формой промежуточной аттестации в 6-м семестре является экзамен. Прием итогового экзамена проводится по экзаменационным билетам лектором потока в форме беседы, предусматривает наличие ответов на теоретические вопросы экзаменационного билета, выполнение практических заданий и призван выявить уровень знаний студента по всем темам и разделам дисциплины.
Перечень экзаменационных вопросов представлен в п. 6.4.
Студенты допускаются к сдаче экзамена только после выполнения всех видов самостоятельной и аудиторной работы.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1. Лабораторные работы
Цикл лабораторных работ по дисциплине «Композиционное формообразование» реализуется в рамках аудиторных занятий при непосредственном консультировании преподавателя. Выполненные лабораторные работы каждый студент должен представить преподавателю для проверки правильности выполнения, согласно поставленной задаче. Замечания по ходу выполнения и оформлению лабораторной работы, а также выявленные ошибки устраняются каждым студентом самостоятельно.
Перечень лабораторных работ представлен в таблице 4.
Таблица 4
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование тем лабораторных работ | Кол-во часов |
4 семестр | |||
Входной контроль | |||
Раздел 2. Художественные средства построения композиции | Лабораторная работа № 1. Разработка композиционных графических структур на тему «Праздник» | ||
Раздел 3. Средства гармонизации художественной формы | Лабораторная работа № 2. Дифференцированное исследование средств гармонизации художественной формы на изобразительной плоскости | ||
Разделы 1-3 | Тестирование по разделам 1,2,3 теоретического материала | ||
Всего в семестре | |||
5 семестр | |||
Раздел 4. Основные принципы композиционного формообразования | Лабораторная работа №1. Композиционные структуры на тему «Формализованный образ профессии». Коллаж. | ||
Лабораторная работа №2. Проанализировать объект дизайна, с целью определения: его морфологического строения, функциональных свойств и проектного образа. | |||
Раздел 5. Профессиональные методы художественной организации искусственной среды | Лабораторная работа №3. Стилизация формы. Линейные, монохромные и полихромные орнаментальные композиции | ||
Разделы 4,5 | Тестирование по разделам 4,5 теоретического материала | ||
Всего в семестре | |||
6 семестр | |||
Раздел 5. Профессиональные методы художественной организации искусственной среды | Лабораторная работа №1. Плоскостная монохромная и полихромная комбинаторика из геометрических элементов | ||
Лабораторная работа № 2. Поиск комбинаторного декоративного элемента на основе природного аналога или объекта материальной культуры | |||
Лабораторная работа №3. Создание композиционных структур на основе чувственных ассоциаций | |||
Лабораторная работа №4. Ассоциативный образ замкнутого (внутреннего) пространства. Формализованный образ интерьера, различного по своему функциональному содержанию и эмоциональному решению (поиск композиционного и колористического решения) | |||
Всего в семестре | |||
Всего |
6.2. Задания для самостоятельной работы студентов
Видами самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Композиционное формообразование» являются:
а) выполнение домашних заданий;
б) освоение и проработка тем лекционного курса, подготовка к лабораторным работам;
в) подготовка к зачетам, экзамену;
г) выполнение курсовой работы.
По итогам изучения дисциплины предусмотрены виды промежуточной аттестации: зачеты и экзамен. Распределение самостоятельной работы по семестрам и часам представлено в таблице 5.
Таблица 5
№ п/п | Раздел дисциплины | Содержание самостоятельной работы | Кол-во часов |
4 семестр | |||
Самостоятельное изучение теоретического курса | |||
Раздел 1. Общее понятие о композиционном формообразовании | Роль композиционного формообразования в художественном проектировании. Законы композиции. Организация композиции. Виды композиций. Свойства формы. Восприятие формы на плоскости. Приемы формообразования | ||
Раздел 2. Художественные средства построения композиции | Графические средства построения композиции | ||
Раздел 3. Средства гармонизации художественной формы | Метр, ритм. Симметрия, асимметрия, дисимметрия, антисимметрия. Контраст, нюанс, тождество, полярность. Статика, динамика. Пропорции. Масштаб | ||
Домашние задания | |||
Раздел 1. Общее понятие о композиционном формообразовании | ДЗ №1. Приемы формообразования (наложение, членение, врезка) | ||
ДЗ №2.Анализ формообразующих приемов и действий объекта дизайна | |||
Раздел 2. Художественные средства построения композиции | ДЗ №3. Исследование графических средств построения композиции | ||
Раздел 3. Средства гармонизации художественной формы | ДЗ №4. Исследование возможностей художественно-выразительных средств в растровом поле. | ||
Контроль самостоятельной работы | |||
Всего в 4 семестре | |||
5 семестр | |||
Самостоятельное изучение теоретического курса | |||
Раздел 4. Основные принципы композиционного формообразования | Закрепление, углубление и обобщение знания основных принципов формообразования. Целостность и гармонизация. Образность и выразительность. Рациональность (целесообразность). Структурность. Органичность. Гибкость | ||
Раздел 5. Профессиональные методы художественной организации искусственных систем | Закрепление, углубление и обобщение знания методов художественной организации: стилизация, трансформация, комбинаторное формообразование, ассоциативное формообразование | ||
Курсовая работа | |||
Раздел 5. Профессиональные методы художественной организации искусственных систем | Моделирование предметной среды интерьерного пространства | ||
Домашние задания | |||
Раздел 4. Основные принципы композиционного формообразования | ДЗ №1. Композиционные структуры на тему «Формализованный образ профессии». Коллаж (выполнение в материале) | ||
Раздел 5. Профессиональные методы художественной организации искусственных систем | ДЗ №2. Построение линейных, монохромных и полихромных орнаментальных композиций на базе стилизованного мотива | ||
Контроль самостоятельной работы | |||
Всего в 5 семестре | |||
6 семестр | |||
Домашние задания | |||
Раздел 5. Профессиональные методы художественной организации искусственных систем (комбинаторное, ассоциативное формообразование) | ДЗ № 1. Построение формальной композиции на базе разработанного комбинаторного элемента (ЛР №2) | ||
ДЗ № 2. Формирование предметного образа как визуального выражения закономерностей формообразования объекта дизайна (композиционный ключ) | |||
ДЗ №3. Методическая разработка (систематизированная информация + наглядное пособие) на одну из указанных тем. 1. Эстетическая роль декоративного комбинаторного элемента в интерьере и экстерьере. 2. Стилизация как профессиональный метод художественно-композиционной организации искусственных систем. 3. Ассоциативная композиция. Принципы создания и особенности восприятия | |||
Контроль самостоятельной работы | |||
Подготовка к экзамену | |||
Всего в 6 семестре | |||
Всего по дисциплине |