Критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления

Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам (табл.3). Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам – только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной работоспособности за счет функ-ционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное последствие. При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.

Таблица 3.

Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов

(по С.А.Косилову)

Объект наблюдения Утомление
Незначительное Значительное Резкое
Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное; реак­ции на новые раз­дражители (словес­ные указания) от­сутствуют
Поза Непостоянная, потя­гивания ног и вы­прямление тулови­ща Частая смена поз, пово­роты головы в стороны, облокачивание, под-держание голо­вы руками Стремление поло­жить голову на стол, вытянуться, отки­нуться на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замед­ленные Суетливые движе­ния рук, пальцев (ухудшение почер­ка)
Интерес к новому материалу Живой интерес, задавание вопросов Слабый интерес, отсут­ствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлексов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потливость, выраженный дер-мографизм, снижение сопротивляемости организма инфекциям, заболеваниям и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: