Занятие второе
Место действия: подсобка для студенческого театра. Внутри идеальным кругом расставлены четырнадцать стульев. У стола стоит Диготалльфер со слепым старым псом. Студенты рассаживаются.
Диготалльфер: Добрый вечер, студенты. Вечера становятся всё длиннее, темнее и холоднее. Но нам это только на руку.
Мария: Господин Диготалльфер, можно поинтересоваться, а где Арнольд?
Диготалльфер: Его больше не будет с нами
Мария: Почему?
Диготалльфер:Потому что он не расслышал названия игры, в которую мы играли на прошлом занятии. Нам нужны глухие актёры? Не нужны. Вопросы ещё есть?
Мария: Нет.
Диготалльфер: Так вот. Сегодня ваше второе занятие, на котором вы увидите свою смерть. Я научу вас дружить со страхом. Дружить со страху. (улыбается) Шутка. Вы филологи; наверное, слышали, что многие писатели предсказывали свою смерть. На самом деле, всё довольно просто. Вы погружаетесь в себя, представляете свою смерть и рассказываете нам то, что вы видите. Чтобы вам было проще, я буду задавать наводящие вопросы. Кто захочет рассказать, тот просто начнёт говорить. Потом следующий и так далее. Всё ясно? (молчание) Ну, вот и отлично. Тогда – приятных ощущений.
|
|
Диготалльфер выключает рубильник света. Остаются гореть только свечи, стоящие в разных углах, которых не было заметно. Полная тишина. Никто не решается быть первым. Но тишина рушится.
Матвей: Я вижу муки. Я уже стар и меня пытают. Их много.
Диготалльфер: Где всё происходит?
Матвей: Какая-то сухая земля. Я ни разу не видел этого места.
Диготалльфер: Это Ад?
Матвей: (чувствуя под веками боль) Нет, не ад. Здесь голубое небо.
Диготалльфер: Что именно делают эти люди?
Матвей: Они срывают с меня одежду, тычут в живот вилами, выкалывают мне глаза. Это дикие люди.
Диготалльфер: (понимающе) Достаточно.
Залаяла собака, видно, чего-то испугалась. Диготалльфер быстро угомонил её, положив руку ней на спину.
Пауза.
Пётр: Я нахожусь в воде вверх ногами. Вода солёная, будто выплаканная слезами. Я молюсь. Молюсь и задыхаюсь. На воде стоят люди и смеются над моей смертью, но кто-то плачет.
Диготалльфер: Во что вы одеты?
Пётр: О, на мне очень много одежды, я путаюсь в ней. И мне кажется, что я задыхаюсь больше не от воды, которая заполняет мои лёгкие, а от одежды.
Диготалльфер: Спасибо.
Длинная пауза.
Михаэль: Я вижу морг. Там холодно и влажно. По лестнице спускается мой седой отец. Он подходит ко мне, то есть к моему трупу и открывает моё лицо…
Диготалльфер: Какое у него выражение лица?
Михаэль: Испуганное. Он прикрывает рот рукой. Наверное, чтобы не вывалился крик.
Диготалльфер: Благодарю вас.
Пауза.
|
|
Елена: Я молода. Мне назначили свидание. В маленькой комнате. Я никогда там не была. Я иду туда по каким-то тёмным коридорам, там я встречаю несколько ребят. Они предлагают сыграть в карты, настойчиво. Они уговаривают меня. Я вновь отказываюсь. Очень темно. Ночь. Я иду, и у меня начинается паника. Потом я встречаю его.
Диготалльфер: Кого?
Елена: Того, с кем договорилась о свидании.
Диготалльфер: Как он выглядит?
Елена: У него чёрные волосы. Как смоль. Он улыбается так красиво и загадочно и у меня мороз идёт по коже. А потом… Боже!
Елена закрывает ладонями глаза, начинает всхлипывать, всхлипы перерастают в рыдания и она выбегает на улицу.
Диготалльфер: Не обращайте внимания, продолжайте.
Пауза.
Илия: Зима. Я прохожу мимо дворовых ребят. Одного из них я знаю. Он младше меня лет на пять. Слабенький, щуплый мальчик – Андрей. (думает)
Диготалльфер: Что происходит дальше?
Илия: Мм… один бугай толкает его в грудь, другой ставит подножку, и Андрей падает на снег. Они пинают его ногами.
Диготалльфер: А что делаете вы?
Илия: Я смотрю… нет – потом я подхожу и пытаюсь заступиться, но у меня ничего не получается. Я падаю на землю от сильного удара в затылок. Они окунают меня лицом в грязный дорожный снег. Я лежу и… плачу.
Диготалльфер: Достаточно.
Пауза.
Мария: Я стара. Стара и одинока. О мою ногу трётся кошка.
Диготалльфер: Где вы находитесь?
Мария: О, это пригород… Я сижу на лавочке и слушаю радио, а о мою ногу трётся кошка. Мне видна река, и я смотрю на её течение. Тут по радио передают какие-то страшные новости.
Диготалльфер: Война? Катаклизмы?
Мария: Нет, какое-то всеобщее разрушение. Сразу после новостей я услышала звуки храма, службы, читали Евангелие.
Диготалльфер: Это всё?
Мария: Да, пожалуй...
Диготалльфер: Тогда на сегодня достаточно. Всем спасибо. Жду вас ровно через неделю.
Все, измученные, выходят из университетской пристройки – студенческого театра. Эдуард, видимо уставший меньше, пробует плоско шутить, но никто даже не улыбается. У всех на душе – бетон. Одни уезжают домой. Другие плетутся к главному входу в общежитие, обходя здание Университета.
Сцена 17
Вечер того же дня. У главного входа Адама встречает бедно одетая мать. Она кудахчет над сыном, вызывая у всех отвращение, особенно у Евы, которая проходит, не здороваясь.
Эдуард: (выглядывая из окна) Неужто нашего маменькиного сыночка навестили?
Адам: (кричит вверх) Отстань, Эдуард. (матери) Не обращай внимания. Это мои друзья шутят…
Раздаётся крик. Один и второй. По университетской толпе пробегают вопросительные шепотки.
Владимир: Кто здесь? Кто кричал?
Мария: (выбегает на улицу, кричит) Арнольд упал с балюстрады!
Эдуард: (из окна, шокирован) Что-о?!
Розенталь: Всем сохранять спокойствие и разойтись по комнатам! Близких друзей я прошу спуститься на первый этаж!
Артур: Современный человек получает в день в пять раз больше информации, чем тридцать лет назад.
Владимир:(слышит крики у Дуба, качает головой) Это слишком для одного человека…
Конец второго действия