Сцена 16

Занятие второе

Место действия: подсобка для студенческого театра. Внутри идеальным кругом расставлены четырнадцать стульев. У стола стоит Диготалльфер со слепым старым псом. Студенты рассаживаются.

Диготалльфер: Добрый вечер, студенты. Вечера становятся всё длиннее, темнее и холоднее. Но нам это только на руку.

Мария: Господин Диготалльфер, можно поинтересоваться, а где Арнольд?

Диготалльфер: Его больше не будет с нами

Мария: Почему?

Диготалльфер:Потому что он не расслышал названия игры, в которую мы играли на прошлом занятии. Нам нужны глухие актёры? Не нужны. Вопросы ещё есть?

Мария: Нет.

Диготалльфер: Так вот. Сегодня ваше второе занятие, на котором вы увидите свою смерть. Я научу вас дружить со страхом. Дружить со страху. (улыбается) Шутка. Вы филологи; наверное, слышали, что многие писатели предсказывали свою смерть. На самом деле, всё довольно просто. Вы погружаетесь в себя, представляете свою смерть и рассказываете нам то, что вы видите. Чтобы вам было проще, я буду задавать наводящие вопросы. Кто захочет рассказать, тот просто начнёт говорить. Потом следующий и так далее. Всё ясно? (молчание) Ну, вот и отлично. Тогда – приятных ощущений.

Диготалльфер выключает рубильник света. Остаются гореть только свечи, стоящие в разных углах, которых не было заметно. Полная тишина. Никто не решается быть первым. Но тишина рушится.

Матвей: Я вижу муки. Я уже стар и меня пытают. Их много.

Диготалльфер: Где всё происходит?

Матвей: Какая-то сухая земля. Я ни разу не видел этого места.

Диготалльфер: Это Ад?

Матвей: (чувствуя под веками боль) Нет, не ад. Здесь голубое небо.

Диготалльфер: Что именно делают эти люди?

Матвей: Они срывают с меня одежду, тычут в живот вилами, выкалывают мне глаза. Это дикие люди.

Диготалльфер: (понимающе) Достаточно.

Залаяла собака, видно, чего-то испугалась. Диготалльфер быстро угомонил её, положив руку ней на спину.

Пауза.

Пётр: Я нахожусь в воде вверх ногами. Вода солёная, будто выплаканная слезами. Я молюсь. Молюсь и задыхаюсь. На воде стоят люди и смеются над моей смертью, но кто-то плачет.

Диготалльфер: Во что вы одеты?

Пётр: О, на мне очень много одежды, я путаюсь в ней. И мне кажется, что я задыхаюсь больше не от воды, которая заполняет мои лёгкие, а от одежды.

Диготалльфер: Спасибо.

Длинная пауза.

Михаэль: Я вижу морг. Там холодно и влажно. По лестнице спускается мой седой отец. Он подходит ко мне, то есть к моему трупу и открывает моё лицо…

Диготалльфер: Какое у него выражение лица?

Михаэль: Испуганное. Он прикрывает рот рукой. Наверное, чтобы не вывалился крик.

Диготалльфер: Благодарю вас.

Пауза.

Елена: Я молода. Мне назначили свидание. В маленькой комнате. Я никогда там не была. Я иду туда по каким-то тёмным коридорам, там я встречаю несколько ребят. Они предлагают сыграть в карты, настойчиво. Они уговаривают меня. Я вновь отказываюсь. Очень темно. Ночь. Я иду, и у меня начинается паника. Потом я встречаю его.

Диготалльфер: Кого?

Елена: Того, с кем договорилась о свидании.

Диготалльфер: Как он выглядит?

Елена: У него чёрные волосы. Как смоль. Он улыбается так красиво и загадочно и у меня мороз идёт по коже. А потом… Боже!

Елена закрывает ладонями глаза, начинает всхлипывать, всхлипы перерастают в рыдания и она выбегает на улицу.

Диготалльфер: Не обращайте внимания, продолжайте.

Пауза.

Илия: Зима. Я прохожу мимо дворовых ребят. Одного из них я знаю. Он младше меня лет на пять. Слабенький, щуплый мальчик – Андрей. (думает)

Диготалльфер: Что происходит дальше?

Илия: Мм… один бугай толкает его в грудь, другой ставит подножку, и Андрей падает на снег. Они пинают его ногами.

Диготалльфер: А что делаете вы?

Илия: Я смотрю… нет – потом я подхожу и пытаюсь заступиться, но у меня ничего не получается. Я падаю на землю от сильного удара в затылок. Они окунают меня лицом в грязный дорожный снег. Я лежу и… плачу.

Диготалльфер: Достаточно.

Пауза.

Мария: Я стара. Стара и одинока. О мою ногу трётся кошка.

Диготалльфер: Где вы находитесь?

Мария: О, это пригород… Я сижу на лавочке и слушаю радио, а о мою ногу трётся кошка. Мне видна река, и я смотрю на её течение. Тут по радио передают какие-то страшные новости.

Диготалльфер: Война? Катаклизмы?

Мария: Нет, какое-то всеобщее разрушение. Сразу после новостей я услышала звуки храма, службы, читали Евангелие.

Диготалльфер: Это всё?

Мария: Да, пожалуй...

Диготалльфер: Тогда на сегодня достаточно. Всем спасибо. Жду вас ровно через неделю.

Все, измученные, выходят из университетской пристройки – студенческого театра. Эдуард, видимо уставший меньше, пробует плоско шутить, но никто даже не улыбается. У всех на душе – бетон. Одни уезжают домой. Другие плетутся к главному входу в общежитие, обходя здание Университета.

Сцена 17

Вечер того же дня. У главного входа Адама встречает бедно одетая мать. Она кудахчет над сыном, вызывая у всех отвращение, особенно у Евы, которая проходит, не здороваясь.

Эдуард: (выглядывая из окна) Неужто нашего маменькиного сыночка навестили?

Адам: (кричит вверх) Отстань, Эдуард. (матери) Не обращай внимания. Это мои друзья шутят…

Раздаётся крик. Один и второй. По университетской толпе пробегают вопросительные шепотки.

Владимир: Кто здесь? Кто кричал?

Мария: (выбегает на улицу, кричит) Арнольд упал с балюстрады!

Эдуард: (из окна, шокирован) Что-о?!

Розенталь: Всем сохранять спокойствие и разойтись по комнатам! Близких друзей я прошу спуститься на первый этаж!

Артур: Современный человек получает в день в пять раз больше информации, чем тридцать лет назад.

Владимир:(слышит крики у Дуба, качает головой) Это слишком для одного человека…

Конец второго действия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: