В получении выручки от реализации турпродукта цена играет исключительно важную функцию. Цена - это денежное выражение товарной стоимости продукции, работ и услуг. С другой стороны цена – это количество денег, которыми готов пожертвовать потребитель-турист в обмен на приобретение определенной путевки, товаров или услуг.
При определении цены на услуги туризма следует исходить из следующих принципов:
· цена должна возместить туристской фирме затраты на производство, реализацию, организацию потребления услуг туризма и обеспечить такой размер прибыли, который позволил бы ей функционировать на принципах самофинансирования;
· цена должна соответствовать спросу на данные услуги, который во многом определяется сезонностью туризма;
· цена должна быть гибкой, т.е. обладать маневренностью и динамичностью.
При разработке ценовой политики туристские предприятия используют три основных метода ценообразования:
· ценообразование с ориентацией на уровень конкуренции;
· ценообразование с ориентацией на спрос;
· ценообразование на основе издержек (затратный метод).
Как показывает практика казахстанских турфирм, предпочтение отдается ими в основном на метод ценообразования на основе издержек (затратный метод).
Аспекты, связанные с возникновением и учетом выручки от реализации регламентированы МСБУ 18 «Доход» [17].
Законом РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан» установлено, что реализация турпродукта осуществляется на основе договора, который заключается в письменной форме и должен соответствовать казахстанскому законодательству.
Могут иметь место два типа договоров:
· между туристской фирмой и туристом:
· между туристской фирмой и контактирующими с ней организациями.
Отношения между туристской фирмой и туристом являются отношениями по возмездному оказанию услуг, где сторонами выступают заказчик (потребитель) и исполнитель.
Реализация турпродукта производится по цене реализации, устанавливаемой туристской организацией самостоятельно с учетом рыночных цен на аналогичную туристскую продукцию.
В бухгалтерском учете доход (выручка) от реализации турпродукта отражается только в момент его отпуска покупателю и предъявлению платежных документов на оплату.
Продажная цена турпродукта включает, кроме полной себестоимости, косвенные налоги и прибыль. В Республике Казахстан установленной нормы прибыли для туристских организаций нет, ее величина устанавливается и корректируется самой турфирмой с учетом спроса, предложений и уровня конкуренции на рынке туристских услуг.
Основным документом в документообороте туристских фирм является туристская путевка и ваучер.
Для учета туристского продукта используют активный счета 1320 - «Готовая продукция» («Туристский продукт»).
Все многообразие способов реализации турпродуктов можно свести к двум типам каналов сбыта: прямым и косвенным.
В настоящее время крупные турфирмы при осуществлении сбытовой политики используют следующие каналы сбыта своей продукции:
· открытие собственных представительств, агентств в различных районах города или в других городах страны, а также за рубежом;
· заключение франчайзингового соглашения с независимым турагентством (ему предлагается торговая марка, каталоги, прайс-листы и т.д);
· заключение агентского соглашения, при котором стороны берут на себя определенные обязательства - соглашения;
· заключение между турфирмами агентского соглашения, не имеющего каких-либо ограничений.
Рассмотрим организацию учета реализации собственных турпродуктов предприятием - туроператором.
Реализуемая туристская продукция является «готовой продукцией» данного туроператора
Доход от реализации турпродуктов отражается на счете 6010 - «Доход от реализации продукции и оказания услуг» с выделением доходов по видам туризма. Например, 6011 - «Доход от реализации турпродукта «шоп-туризма», 6012 - «Доход от реализации путевки познавательного тура» и т.д.
В Типовом плане счетов предусмотрен счет 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг» и турфирмы могут открыть субсчета 7011 - «Себестоимость реализованной путевки «шоп-туризма», 7012 - «Себестоимость реализованной путевки познавательного тура» и т.д.
Для учета расчетов с покупателями предусмотрен счет 1210 - «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков».
Контрольные вопросы
1. В чем суть формирования цены в туризме?
2. Назовите основные методы ценообразования?
3. Охарактеризуйте затратный метод ценообразования?
4. Раскройте суть метода ценообразования с ориентацией на уровень конкуренции
5. Дайте характеристику метода ценообразования с ориентацией на спрос?
6. Какие существуют каналы сбыта собственных турпродуктов туроператорами?
7. Какие бывают типы договоров?
Использованная литература
1. Алибекова Б.А., Таштанова Н.Н. Бухгалтерский учет в туризме: Учебное пособие-Астана, Изд,Сарыарка,2012-336с.
2. Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях: учебник / В. Л. Назарова. -Алматы Экономика, 2005.