Особенности градостроительства Древнего Китая

В основу градостроительной практики древнего Китая легли народные строительные традиций, синтезированные в даосском учении Фэн-шуй (Ветер-вода). Согласно этому учению, наиболее благоприят­ной считалась меридиональная планировочная ось: «Господин Солнце всегда смотрит на юг». На юг обращались главные фасады зданий, что обеспечивало оптимальный температурный режим во внутренних поме­щениях. Даосские гадатели разработали целую науку – геомаитию, которая связывала особенности рельефа местности с положением небесных тел, с магнитными полями, с космическими силами и символами (Небо, Зем­ля, пять первоэлементов и пр.). Для этих целей были изобретены ком­пас, карты звездного неба и сейсмограф. Только при благоприятном сочетании небесных сил и «пульсов духа» земли участок считался под­ходящим для строительства. Особое внимание уделялось сочетаниям гео­метрических символов, чаще всего – круга и квадрата (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Китайская космогоническая символика: квадрат – «инь», женское нача­ло, Земля, форма кварталов и городских укреплений; круг – «ян», мужское начало, Небо, планы дворцов, храмов, главных городских площадей.

На основе этих фигур формиро­валась планировочная структура как отдельных зданий, так и целых градостроительных комплексов. Пример тому – планировки городов Лояна, Пекина, Чанани (рис. 11.2).

Рис. 11.2. Планировочные схемы городов Лоян (слева) и Чанъань (справа)

Четыре городских стены ориентировались по странам света – тради­ции солнечного культа (китайский император – олицетворение Солнца, Сын Неба) (рис. 11.3).

Рис. 11.3. Ориентация стен по странам света (город, цитадель, дом, комната…)

Рис. 11.4. Пространственная модель китайского города (выделение Оси «север-юг» более высокими административными зданиями, дворцами и храмами; общее понижение высоты зданий в широтных направлениях)

Другая особенность древнекитайских городов – регламентированная высота зданий. Она определялась в соответствии с социальным положе­нием домовладельцев, которые в согласии со своим рангом селились ближе или дальше от центра города – императорского дворца, храмового комплекса. Простой народ имел право строить только одноэтажные зда­ния. Пространственная модель китайского города представлена на рис. 11.4. Особо регламентировался цвет крыш:

а) золотисто-желтые – дворец «солнцеликого» императора (рис. 11.5-а);

б) ярко-голубые («небесная чистота») – культовые постройки (рис. 11.5-б);

в) зеленые («древесная листва») – жилища вельмож, высших чинов­ников, отдельные храмы и паго­ды невысокого ранга;

г) серые («земной прах») – жилища рядовых горожан.

Особо выделялись административный, торговый и жилой районы, пар­ковые зоны.

a б

Рис. 11.5. a – Ханьский дворец в Чанъани, II-I вв. до н. э. Реконструкция;

б – Храм Неба в Пекине, XIV в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: