ПЛАН
Раскройте содержание следующих вопросов:
1. Грамматические характеристики имени прилагательного.
2. Разряды имен прилагательных.
3. Причины возникновения полных имен прилагательных.
4. Степени сравнения имен прилагательных.
Задания для самостоятельной работы.
1. Выполните упражнения № 286 (1—5), 290 (1—5), 294 (1—4), 303. См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975.
2. Прочитайте и переведите текст № 16, с. 42. См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку.- М., 1984.
3. Дайте морфологическую характеристику всем именам прилагательным из заданного текста.
Методические рекомендации к занятию:
Образец морфологической характеристики имени прилагательного: в контексте
видh въдовиц@ оубог@ имя прилагательное- оубог@, н.ф. оубога, относительное, краткое, употреблено в ф. жен.р., ед.ч., В.п., склоняется по типу на *ā, *jā твердой разновидности.
Литература:
1. [2: с. 49-55].
2. [3:§ 46-49].
3. [11: § 208-220].
Занятие 4. Глагол. Грамматические категории. Основы. Настоящее время.
|
|
2 часа.
ПЛАН
Раскройте содержание следующих вопросов:
1. Грамматические категории глагола.
2. Формообразующие основы глагола.
3. Нетематические глаголы.
4. Спряжение глаголов в настоящем времени.
Задания для самостоятельной работы.
1. Выполните упражнение № 332 (2 слова из каждого пункта); № 333 (2 слова из каждого пункта); № 354. См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975.
2.Прочитайте и переведите текст № 5 (1—8 строки), с. 52. См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку.- М., 1984.
3. В тексте охарактеризуйте все глаголы в форме настоящего времени.
Методические рекомендации к занятию:
Образец морфологической характеристики глагола:
просиши- глагол, н.ф. просити, относится к 4 тематическому классу, употреблен в изъявительном наклонении, настоящем времени, ед.ч., 2 лице.
Литература:
1. [2: с.59-61].
2. [3:§ 54-56].
3. [11: § 226245].
Занятие 5. Система будущих времен глагола. 2 часа
ПЛАН
Раскройте содержание следующих вопросов:
1.Система будущих времен глагола.
2.Спряжение глаголов в простом будущем времени, сложном будущем I, сложном будущем II.
Задания для самостоятельной работы.
1. Выполните упражнение № 357. См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975.
2. Прочитайте и переведите текст № 3, с. 51. См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку.- М., 1984.
3. Охарактеризуйте все глаголы в форме будущего времени.
Методические рекомендации к занятию:
Образец морфологической характеристики глагола:
б@детъ сотворилъ - глагол, н.ф. сотворити, относится к 4 тематическому классу, употреблен в изъявительном наклонении, сложном будущем II времени, муж.р., ед.ч., 3 лице.
|
|
Литература:
1. [2: с. 66-67].
2. [3:§ 60].
3. [11: § 246-250].
Занятие 6. Система прошедших времен глагола. 2 часа.
ПЛАН
Раскройте содержание следующих вопросов:
1.Значение, образование, спряжение простого, сигматического нетематического, сигматического тематического аориста.
2. Значение, образование, спряжение имперфекта.
3. Значение, образование, спряжение перфекта.
4. Значение, образование, спряжение плюсквамперфекта.
Задания для самостоятельной работы.
1. Выполните упражнение № 366. См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975.
2. В тексте № 3, с. 51 найдите глаголы в форме аориста, охарактеризуйте их.
3. Выполните упражнение № 367, № 376 (1,2,8,9), № 379 (1—3). См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку. М., 1975.
4. Прочитайте и переведите текст № 7, с. 52. См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку.- М., 1984.
5. В тексте охарактеризуйте все формы глаголов прошедшего времени.
Методические рекомендации к занятию:
Образец морфологической характеристики глагола:
рhш# - глагол, н.ф. реmи, относится к 1 тематическому классу, употреблен в изъявительном наклонении, прошедшем времени, в сигматическом нетематическом аористе, во мн.ч., 3 лице.
Литература:
1. [2: с. 62-66].
2. [3:§ 61].
3. [11: § 251-256].