1.Прочитайте и переведите на современный русский литературный язык
отрывок евангельского текста.
2.Дайте морфологическую характеристику трем обозначенным словоформам.
3.В трех обозначенных словах текста назовите праславянскую фонетическую закономерность, оставившую свой след. Мотивируйте ответ.
Заочное отделение.
Количество учебных часов и формы аттестации.
Аудиторные занятия: лекции (часов) — 14.
Практические занятия (часов) — 4. Экзамен (семестр) — 3.
Тематический план
Лекционный курс
NN п.п. | Занятия | Кол-во часов |
Понятие о старославянском языке. Значение изучения старославянского языка. Происхождение. Место среди других славянских языков. Азбуки. | ||
Понятие о праславянском и индоевропейском языках — реконструкциях. Происхождение общеславянских гласных Преобразование индоевропейских чередований гласных. | ||
Закон открытого слога. Преобразование дифтонгов и дифтонгических сочетаний. Упрощение групп согласных. | ||
Происхождение общеславянских согласных (протославянский период). Закон слогового сингармонизма. Три палатализации заднеязычных *g, *k, *h. Изменение согласных в сочетании с *j. | ||
Лексико-грамматические разряды слов. Имя существительное. Система склонения. | ||
Глагол. Основы. Настоящее время. Система будущих времен. Система прошедших времен. | ||
Причастие. |
Практические занятия
|
|
NN п.п. | Тема | Кол-во часов |
Введение. Старославянская графика. Происхождение общеславянских гласных. Преобразование индоевропейских чередований гласных. Закон открытого слога, фонетические процессы, обусловленные его действием. Закон слогового сингармонизма. Фонетические процессы, обусловленные его действием. | ||
Именная система склонения. Типы склонения по древней основе. Система временных форм глагола в старославянском языке. |
Задания к практическим занятиям
ТЕМА 1. Введение. Старославянская графика.
Происхождение общеславянских гласных. Преобразование индоевропейских чередований гласных. Закон открытого слога, фонетические процессы, обусловленные его действием. Закон слогового сингармонизма. Фонетические процессы, обусловленные его действием. 2 часа.
План
Раскройте содержание следующих вопросов:
1.Время существования индоевропейского и общеславянского праязыков.
2. История индоевропейских долгих и кратких гласных на славянской почве.
3. Сущность закона открытого слога.
4. Сущность закона слогового сингармонизма.
Задания для самостоятельной работы.
1. Выполните упражнение № 106 (по 2 первых примера из каждого пункта, кроме п.III); № 109 (1,2,5 строки). См. Дементьева А.А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку. – М.: Просвещение, 1975.
|
|
2.Преобразуйте праславянские реконструкции в старославянские (неполногласные) и древнерусские (полногласные) соответствия на материале упражнения № 126 из того же сборника упражнений.
3.Преобразуйте слова с неполногласием и полногласием в праславянские реконструкции. Упражнение № 127 (1—2 строки) из того же сборника упражнений.
5. Выполните упражнение № 146 (1—4строки). Указание к выполнению см. в пособии Е.Н.Шестаковой, И.А.Фроловой, стр. 75—76.
6. Выполните упражнение № 166 (по 2 примера на каждый случай изменения) из того же сборника. Образец ответа см. в пособии Е.Н.Шестаковой, И.А.Фроловой, стр. 80—81.
7. Прочитайте и переведите текст № 24, с. 26. См. Стеценко А.Н. Хрестоматия по старославянскому языку. — М.: Просвещение,1984.
8.Найдите примеры, соответствующие изучаемым темам. Обоснуйте свой выбор.
Методические рекомендации к занятию см. в планах к практическим занятиям очного отделения.
Литература:
1. [2: с. 124-149].
2. [3:§ 1-34].
3. [5: с.5-23].
4. [9: с. 5-61].
5. [11: § 1-128].
6. [12].