О смысле понятия « цивилизация»

Следует обратить внимание на то, что обращение к цивилизационной проблематике в современной научной мысли происходит на фоне крайней размытости смысла самого термина «цивилизация». Понятие «цивилизаци я» нередко воспринимается как синоним понятия «культура ». Однако слово цивилизация латинского происхождения и означает civilis - гражданский, государственный. И поэтому его также нередко употребляют как синоним государства. Когда ученые пишут о первых государствах, зародившихся в 5-3 тыс. до н.э. на Востоке, (Шумер, Египет, Китай и т.д.), то называют их цивилизациями. Именно там зарождается письменность, происходит разделение труда, появляются научные знания и технические устройства. Но надо понимать, что полного отождествления государства и цивилизации не должно быть, поскольку известны некоторые уникальные народы, которые не знали ни государственного устройства, ни письменности, и. тем не менее, создавшие удивительные цивилизации, как, например, народ нуагары.

Итак, в своем происхождение, термин «цивилизация» восходит к качествам «гражданина» как «городского жителя». В наше время это значение сохранилось в слове «цивильный», по-прежнему несущем в себе качества, подобающие гражданину – учтивость, любезность, приветливость и привычность к городской среде. И в этом смысле оно близко к понятию культуры.

Однако этимология этого слова и его раннее употребление разительно отличается от тех смыслов, которое оно приобрело впоследствии. И если в ХУ11-ХУ111 веках «цивилизованность» понималась как противоположность «дикости», то в Х1Х веке под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества. Л.Морган и Ф. Энгельс и другие философы стали рассматривать цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. А так как на этой ступени возникают различные формы общества, то в историко-философской литературе получила признание мысль о существовании различных цивилизаций. Наиболее развитой цивилизацией представлялся тип общества, сложившейся к тому времени в европейских странах.

К концу Х1Х века вера в прогресс европейской цивилизации была поколеблена. Маркс, Ницше и другие философы стали говорить о ее неискоренимых пороках. Постепенно цивилизацию стали отличать то культуры. Возникло представление о цивилизации как о совокупности материальных и социальных благ, доставляемы человеку развитием общественного производства. Возникла тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривая их как противоположности. Таких взглядов придерживались и многие философы, включая П.Флоренского, Г.Зиммеля, Г.Маркузе, Шпенглера и др.

Согласно их точки зрения, культура есть внутренне духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры. Если культура создает средства и способы развития духовного начала в человеке и направлена на удовлетворение духовных потребностей, то цивилизация снабжает людей средствами существования, направлена на удовлетворение практических нужд. Так П.Флоренский, говоря о культуре как о «второй природе», указывает на то, что «вторая природа» включает в себя акты простого воспроизведения, копирования. Он пишет о том, что человек, который изобрел колесо, - творец культуры. Работник, который прилаживает колесо на оси – человек цивилизации. Поэтому он утверждает, что цивилизация, - это, условно говоря, вещественное воплощение культуры.

О.Шпенглер, характеризуя соотношение между культурой и цивилизацией, пишет, что культура и цивилизация – это живое тело душевности и ее мумия. При сравнении этих взаимосвязанных понятий, у Шпенглера четко просматривается то, что мы сегодня можем характеризовать как различный по своей природе характер культуры, в которой проявляются гетерогенные тенденции, и цивилизации, с проявлением гомогенных тенденций. Так Шпенглер указывает на то, что:

- культура творит многообразие, она предполагает неравенство, индивидуальную неповторимость личностей; цивилизация стремиться к равенству, унификации и стандарту;

- культура элитарна и аристократична, цивилизация демократична;

-культура нацелена на духовные идеалы; цивилизация утилитарна, она ориентирует людей на достижение практически полезных результатов;

- у культурного человека энергия обращена вовнутрь, к развитию его духа; у цивилизованногововне, на покорение окружающей среды;

- культура привязана к земле, к ландшафту; царство цивилизации – город;

- культура национальна, цивилизация интернациональна;

- культура связана с мифом, культом, религией; цивилизация атеистична.

Ученый отмечает, что цивилизацию вообще отличает экспансия: для нее характерны гигантские империи, гигантские города, гигантские машины, гигантские предприятия. Цивилизация стремиться распространиться на все человечество, превратить мир в один громадный город, неизбежно порождающий империализм. В этом мире искусство вырождается в массовые зрелища, в арену сенсаций и скандалов. Философия становится никому не нужной. Наука превращается в служанку техники, экономики и политики. Интересы людей сосредотачиваются на проблемах власти, насилия, денег, удовлетворения материальных потребностей. Таким образом, цивилизация по Шпенглеру, есть не что иное, как умирающая культура, ее завершение, последняя стадия развития всякого социокультурного мира.

Однако в английском языке такое толкование слова «цивилизация» не закрепилась. У одного из крупнейших историков XX века А.Тойнби цивилизациями называются различные типы общества, которые выступают как относительно самостоятельные социокультурные миры. Данное А.Тойнби определение культуры стало наиболее популярной научной дефиницией. И под цивилизацией начинают понимать крупное межнациональное сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее особые устойчивые черты в социально - политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу. Современный американский исследователь С.Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга.

Итак, понятие цивилизация в различных философско-культурологических концепциях может означать:

- исторический процесс совершенствования жизни общества (Гольбах );

-образ жизни общества после выхода из первобытного, варварского состояния (Морган );

-материальную, утилитарно-технологическую сторону общества, противостоящую культуре как сферу духовности, творчества и свободы ( Зиммель );

-последнюю, завершающую фазу эволюции какого-то типа культуры ( Шпенглер );

-социальную общность, представляющую собой самый высший уровень культурной идентичности людей ( Хантингтон ).

Таким образом, понятие цивилизация рассматривается или в «узком» смысле, как материально составляющая культуры, или в «широком» смысле, как наиболее широкую социокультурную общность. Но надо понимать, что полного противопоставления культуры и цивилизации не должно быть, так как они являются разными сторонами одного и того же процесса. Существенная разница между ними заключается только в том, что в принятых трактовках культура всегда связана с этнической составляющей. Так, можно говорить об ирландской, узбекской, украинской и т.п. культурах. Цивилизация понятие внеэтническое и ее особенности определяются не этническим составом населения, а характером социокультурного устройства. И для того, чтобы уточнить понятие цивилизации, нужно раскрыть сущность самой культуры в рамках деятельностного подхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: