Зеботтендорф присоединился к vцlkisch движению уже
на последних этапах войны, но жизнь его до этого тоже
весьма важна. В сравнении с выдающимися vцlkisch агита-
торами, Зеботтендорф выглядел просто космо-
политическим авантюристом. Его вечная тяга к темным
делишкам, к шпионажу, к хитрости и уверткам составила
ему репутацию опытного ловкача. Сын прусского рабо-
чего, Зеботтендорф рано порвал со своим прошлым -
сначала ушел в море, потом работал на Среднем Востоке.
Если внимательно всмотреться в приключения его мо-
лодости, можно лучше понять, какой жизненный опыт
определил его будущие взгляды, позволившие ему сыг-
рать немаловажную роль в мюнхенских контррево-
люционных событиях 1918 и 1919 годов.(1)
Человек, называвший себя барон Рудольф фон Зе-
боттевдорф, был, как это" часто случается с
ариософистами, которыми он восхищался, не более чем
самозваным аристократом. Он родился 9 ноября 1875 в
Hoyerswerda, торговом городе Саксонии, расположенном
к северо-востоку от Дрездена. Его отец - Эрнст Рудольф
Глауэр был железнодорожником, мать звали Кристиан
Генриетта, урожденная Мюллер. При крещении ребенок
получил имя Адам Альфред Рудольф Глауэр. В соот-
ветствии с его полувымышленной автобиографией, се-
мейство Глауэр по мужской линии происходило от фран-
цузского солдата-лейтенанта Торра (1789-1821),
подобранного после боя при Кацбахе (1813) у деревни
Альзенау (Ольшаника) в восемнадцати километрах к
северо-востоку от Ловенберга в Прусской Силезии. Этот
француз и был прадедушкой Рудольфа Глауэра. Topp
женился на дочери местного крестьянина и в 1818 она
родила ему сына, который, в свою очередь, женился в
1845 и погиб в уличной перестрелке в Берлине во время
революции 1848 года. Как коренные жители Силезии,
члены семьи отличались крайне прусскими
политическими взглядами: может быть по этой причине
имя Topp было сменено ими на Глауэр. Эрнст Рудольф
Глауэр родился приблизительной 1846 и участвовал в
Австро-прусской кампании 1866 года, и в Франко-прус-
ской войне. Оставив армию в 1871, он принял назначение
на железную дорогу в Hoyerswerda. Умер он в июне
1893, оставив осиротевшему сыну средства, достаточные
для того, чтобы завершить среднее образование и начать
учиться на инженера.
--------------------------------------
(1) Прежде чем приступить к исследованию этого периода его
жизни, необходимо указать на использованные источники. Помимо
официальных документов, свидетельствующих о рождении, вступлении
в брак, местожительстве, все сведения о нем появляются только после
1918 года. Имеется краткий биографический очерк в Astrologisches
Lexicon Эрнста Тьеде, а кроме того два полуавтобиографических романа:
Эрвин Халлер (1918-1919) и Талисман розенкрейцеров (1925). Эти
труды содержат преимущественно вымышленный материал, но в них
также упоминаются точные даты и события, что оправдывает обращение
к ним как к историческим источникам, при соблюдении известных
предосторожностей. Что касается раннего периода жизни Зеботтендор-
фа, информацией о нем я обязан неопубликованной рукописи Эллика
Хау (Ellic Howe). "Рудольф Фрайхерр фон Зеботтендорф", копия
которой хранится в Институте Истории, в Мюнхене.
----------------------------------
Биографические подробности у Тьеде указывают на
то, что молодой Глауэр поступил- в Техническую Школу
Ильменау, тогда как автобиография утверждает, что его
жизнь началась с практической работы в инженерной
фирме Дж. Е. Кристофа в Niesky. Затем мы встречаем
Глауэра, остановившимся в гостинице Кобленца со ста-
рыми друзьями недалеко от Hoyerswerda во время рож-
дественских каникул второго семестра Политехнического
факультета Берлин-Шарлоттенбург. Он упоминает о том,
что не видел своих друзей два года. Если взять за точку
отсчета 1893 год (год смерти отца), то получается, что
речь идет о Рождестве 1896 года, несколько недель спустя
после его 21-летия. Близящийся конец века также может
служить причиной необходимости посещения
Hoyerswerda. Глауэр оставался в Берлине до конца лет-
него семестра, а затем 1 октября 1897 подал прошение
о поступлении на годичную службу во флот. Но ему
было отказано по медицинским соображениям: у Глауэра
была склонность к грыже. Тогда Глауэр отправился в
Ганновер и занимался там частным преподаванием до
марта 1898. Но ему пришлось оставить и этот пост,
после того как он позволил себе предосудительное путе-
шествие с матерью своих учеников в Ниццу, Монте-Кар-
ло, Геную и Люцерну.
Поскольку Глауэр не завершил своей учебы, он не
мог надеяться на хорошее место в Германии. Кроме того,
подобно многим своим ровесникам на родине он чувст-
вовал себя как в клетке и потому решил отправиться в
море. Подписав контракт на шесть месяцев, он нанялся
кочегаром на судно H. H. Meier водоизмещением 5140
тонн, вышедшее 2 апреля 1898 из Бремерхэвена в Нью-
Йорк и вернувшееся в Бремерхэвен 3 мая. В сентябре
1899 он нанялся на судно S. S. Ems (4912 тонн). А когда
этот корабль остановился в Неаполе по пути в Нью-Йорк,
Глауэр узнал о том, что имеется место электрика на
борту судна "С. С. Принц Регент Леопольд" (6288 тонн).
Поскольку "Принц Регент" свой первый рейс совершал
в Сидней, Глауэр решил воспользоваться случаем и
посетить Австралию. Он уволился с Эмса и после не-
скольких дней ожидания вышел из Неаполя на "Принце
Регенте" 15 февраля 1900 года. Во время путешествия
один из моряков уговорил Глауэра покинуть корабль и
попытать счастья в поисках золота в Западной Австралии.
После остановки во Фримантле 13 марта Глауэр и его
друг отправились через Южный Крест и Кулгардье к
цели их предприятия - в Северный Кулгардье Годфилд,
на восточной окраине Великой Пустыни Виктория. Это
приключение было прервано смертью друга в июне. Гла-
уэр вернулся во Фримантль для того, чтобы сесть на
корабль, идущий в Египет, куда он имел рекомендатель-
ное письмо, данное ему Парсеем в Кулгардье. Так за-
кончился морской период Глауэра - время, отмеченное
чужеземными приключениями, юношескими амбициями
и опытом работы на больших современных кораблях.
Прибыв в Александрию в июле 1900, Глауэр на-
правился прямо в Каир, для встречи с Гуссейном Пашой,
влиятельным турецким землевладельцем, состоявшим на
службе в Khedive Abbas Hilmi. Если верить Тьеде, Глауэр
проработал в службах Khedive с 1897 по 1900 в качестве
инженера; в соответствии же с "талисманом розенкрей-
церов" Глауэр менее месяца провел в Каире и отправился
в Константинополь, поскольку Гуссейн Паша лето про-
водил в своем турецком доме на азиатском побережье
Босфора. В отсутствии убедительных доказательств, до-
статочным будет утверждение о том, что Глауэр провел
в Египте столько времени, сколько нужно было для того,
чтобы узнать его людей и культуру. Все еще вы-
плачивавший значительные суммы султану Оттоману,
Египет к концу 1890-х все же стал преуспевающей стра-
ной после удачного англо-египетского кондоминиума, ус-
тановленного в 1882 с целью сохранения стабильности
в стране и охраны власти Khedive от фракционных раз-
доров, использующих экономику ради своей выгоды. Сэр
Эвелин Баринг, служивший британским консулом, писал
в 1901 году, о "фундаменте, на котором держится бла-
госостояние и материальное благополучие цивилизован-
ных обществ... институт рабства Corvee (неоплачиваемый
труд) практически исчез". Но за этот прогресс тоже надо
было платить. Глауэр получил здесь свои первые впе-
чатления о развивающихся странах, познакомился с проб-
лемами, которые влечет за собой вестернизация, с воз-
можными религиозными и националистическими
реакциями.
В конце июля 1900 года Глауэр совершает тыся-
чемильное путешествие из Александрии в Константино-
поль через Пирей и Измир. Прибыв на Золотой Мыс,
он находит каик и переплывает Босфор, направляясь во
владения Гуссейна Паши в Кувуклу около Бейкоца. До
сих пор намеревавшийся вернуться домой, чтобы про-
должить обучение, Глауэр оказывается настолько покорен
страной, ее обычаями, гостеприимством хозяев, что реша-
ет остаться. Он изучает турецкий язык у имама в мечети
Бейкоца и знакомится с обычаями во время частых
поездок в Стамбул: в октябре 1900 он принимает пред-
ложение проработать год надсмотрщиком в анатолийских
поместьях Гуссейна около Бандирмы и в Ениклоу около
Бурсы. Эта обширная территория располагалась на под-
ножиях горы Олимп, здесь жили турки, возвратившиеся
из бывших оттоманских провинций Болгарии. Глауэр
собирался построить здесь современные дома, на смену
жалким хижинам, в которых они там жили. Уже были
организованы маленький кирпичный завод и лесопилка.
Кроме того, он собирался заняться выращиванием туто-
вых деревьев для разведения шелковичных червей и
выращиванием ореховых деревьев для европейской шо-
коладной промышленности. Контракт с фирмой Nestle
был подписан и уже строилась дорога из деревни в Бурсу.
Помимо технического и организаторского освоения
Турции, Глауэр здесь серьезно увлекся оккультизмом.
Интерес к экзотической религии уже родился в нем,
когда он наблюдал безумствующих дервишей из секты
Nevlevi и посещал пирамиды Хеопса в Эль-Гизе в июле
1900. Его компаньон Ибрагим рассказывал ему о космо-
логическом и нумерологическом значении пирамид и
разбудил в Глауэре любопытство по отношению к тай-
ному знанию древних теократий. Гуссейн Паша, его
богатый и образованный хозяин, исповедовал суфизм и
обсуждал вопросы веры с Глауэром. В Бурсе он позна-
комился с семьей Термуди, греческими евреями из Са-
лоники. Старый Термуди ушел от дел и целиком посвятил
себя изучению Каббалы и коллекционированию
алхимических и розенкрейцеровских текстов, в то время
как его старший сын Абрахам управлял банком в Бурсе,
а младший - его филиалом в Салонике. Помимо банка,
семья Термуди занималась шелковичным делом. Термуди
были франкмасонами и принадлежали ложе французский
Ритуал Мемфиса (Frinch Rite of Memphis), проникшей
в Левант и на Средний Восток. Глауэр был посвящен в
ложу старым Термуди и впоследствии унаследовал всю
его оккультную библиотеку. В одной из этих книг Глауэр
нашел пометки, сделанные рукой Гуссейна Паши, они
касались тайных мистических культов традиционных
исламских алхимиков, все еще практикуемых Baktashr
сектами дервишей. Когда Глауэр вернулся в Турцию в
1908 году, он продолжил занятия исламским
мистицизмом, который, по его мнению, имел общие
арийские корни с немецкими рунами.
Ход событий в "Талисмане розенкрейцеров" застав-
ляют думать, что Глауэр оставался в Ениклоу вплоть до
1908 года, после чего поехал в Константинополь, но
официальные документы свидетельствуют об обратном.
Существует запись о том, что с сентября 1902 по апрель
1903 он жил в Мюнхене, а затем отправился в Probstrella,
маленькую деревню в Тюрингаи. Он утверждал, что был
монтером по профессии. Другая запись также подтвер-
ждает его пребывание в Германии после 1901. 25 марта
1905 года в Дрездене Глауэр женился на Кларе Восс,
дочери саксонского фермера из Bischofswerda.. Но союз
оказался непрочным, 5 мая 1907 в Берлине пара была
разведена. Несколько лет спустя газеты сообщили о том,
что Глауэр предстал перед судом по обвинению в под-
делывании денег и других жульничествах. Глауэр кос-
венно упоминает об этом инциденте, когда описывает
размышления над своим жизненным выбором в Кафед-
ральном Соборе Фрайбурга в 1908 году - возможно эти
столкновения с властями и послужили причиной его
решения оставить Германию.
В конце 1908 Глауэр снова был в Константинополе.
В "Эрвине Халлере" (1918-1919) описано железнодо-
рожное путешествие в сентябре из Бреслау в Констанцу,
тогда как на самом деле он прибыл в столицу на румын-
ском судне. Судя по роману, по-видимому Халлер/Глауэр
имел экономические виды на июльскую революцию Мо-
лодой Турции, установившей конституционную мо-
нархию и парламентское право. В Константинополе он
установил контакты со швейцарскими и немецкими
фирмами по поводу импортной торговли, а также раз-
работал проект Багдадской железной дороги с
финансированием немецкой стороной, но при этом не
смог найти работы для себя. Только случайно он на-
ткнулся на временное место учителя в колонии кье-
ванских евреев на склонах Алем-дага в 30 километрах
от Скутари. На пасху 1909 он вернулся в Константино-
поль и стал свидетелем реакционного переворота султана
Абдул-Хамида II, низложенного прошлым летом. После
нескольких дней кровавой борьбы Молодая Турция вер-
нула себе власть и выслала султана. Здесь стоит упомя-
нуть о том, что масонская ложа, в которую Глауэр
вступил в Бурсе в 1901 послужила остовом для дорево-
люционного Тайного Общества Единства и Прогресса,
основанного турками Салоники в целях воспитания либе-
рального сознания в условиях тиранического режима сул-
тана.
Учитывая неизменный интерес Глауэра к вес-
тернизации Турции, трудно объяснить его реакционную
политическую позицию в эпоху распада старого порядка
и революции в Германии. Известно, что Глауэр читал
лекции на эзотерические темы в своем доме, в одном
из районов Константинополя, а затем в декабре 1910
основал мистическую ложу. В это время он писал иссле-
дование о дервишах Baktashf, противоречиво мистическом
ордене, широко распространенном и очень влиятельном
в Турции: предание связывает его происхождение с яны-
чарами - основной силой поддержания турецкого господ-
ства на Балканах в Средневековье. Существовала также
связь между орденом Baktдshr и европейским франкма-
сонством. Религиозная ориентация первоначально опре-
деляла собой и политические взгляды Глауэра: антима-
териализм паноттоманского мистицизма, алхимия, розен-
крейцеры в сочетании с послевоенной ненавистью к
большевикам, воплощающих в себе апофеоз ма-
териализма, - все это привело его к исключительно
антидемократическим идеям. Его политическое мировоз-
зрение нашло историческую параллель в фигуре короля
Фридриха Вильгельма II, бывшего мистическим
иррационалистом и поддерживавшего Орден розенкрей-
церов, который сопротивлялся рациональным и осовре-
менивающим влияниям Просвещения (Пруссия, 1780-е
гг.).
Это сплетение политико-религиозных мотивов могут
объяснить и фантазии Глауэра об аристократическом
происхождении. История принятия имени и титула "Зе-
боттендорф фон дер Роз" заслуживает внимательного
рассмотрения, как и исследование генеалогии этой семьи:
любой факт здесь может помочь пролить свет на крайне
темный вопрос. По одной версии, Глауэр утверждал, что
он натурализовался как турецкий гражданин в 1911 году,
а затем был усыновлен экспатриированным бароном
Генрихом фон Зеботтендорф по турецким законам. По-
скольку этот акт не был признан в Германии, новоиспе-
ченный Рудольф фон Зеботтендорф был вторично усы-
новлен Зигмундом фон Зеботтендорф фон дер Роз (1843-
1915) в Висбадене в 1914 году и немного позже в той
же мере - его вдовой Марией в Баден-Бадене. По другой
версии, Глауэр натурализовался и был усыновлен
американцем, носящим такое имя в Константинополе в
1908 году. Хотя усыновление могло приобрести силу
только с позволения Кайзера, отношения Глауэра с Зе-
боттендорфами подтверждаются этой семьей. В погре-
бальном извещении Зигмунда Рудольф Фрайхер фон Зе-
боттендорф и его вторая жена, Фрайфрау Анна, записаны
как скорбящие кузены.
В начале Средних Веков фамилия Зеботтендорфов
владела несколькими деревнями на Балтийском побе-
режье. Один из предков семьи служил дипломатом при
императоре Отто II (умер в 983), от которого получил
звание рыцаря империи и герб с ветвью циннамона. К
концу XII века балтийское семейство перебралось на юг
Силезии, в район преимущественно славянских посе-
лений, тогда колонизированных немецкими рыцарями
и крестьянами. С XIII по XVI век семейство процветало,
возникли по меньшей мере четыре новых линии, члены
его занимали выдающиеся посты в империи. К XVIII
веку сохранились еще две линии. Карл Мориц фон Зе-
боттендорф (1698-1760), родоначальник линии фон дер
Роз перебрался на юг - в Австрию. Почти все его потомки
служили в армии Габсбургов, в Вене, Линце и Брно:
другая линия - Лорцендорф занимала посты в Прусской
армии, поскольку при Фридрихе Великом в 1742 году
Силезия перешла от Австрии Прусской администрации.
В деле усыновления Глауэр пытался задействовать
обе линии семьи. Члены семьи, носившие имя Генрих
или жившие в Америке в настоящее время, происходили
от прусской линии. Некто Генрих фон Зеботтендорф
(род. в 1825) жил в 1887 в Гёрлице, городе, располо-
женном неподалеку от Hoyerswerda. Общее силезское
происхождение могло послужить причиной сближения
Генриха и Глауэра в Константинополе. Но когда усы-
новление было признано недействительным. Глауэр
сблизился с австрийским представителем семьи, Зигмун-
дом фон Зеботтендорф фон дер Роз. Обе линии были
отмечены ветвью циннамона, герб, который впоследствии
Глауэр носил как свой собственный. Если бы не связь
силезской и австрийской линии и не предполагаемое
масонство австрийской линии в конце XVII века, трудно
сказать почему Глауэра так привлекло это имя, тем
более, что связь эта могла быть целиком вымышленной.
Слухи, сопровождавшие историю усыновления, внесли в
нее еще больший хаос: единственное можно утверждать
с уверенностью - Глауэр несомненно хотел иметь имя и
титул барона. Поскольку свою известность он приобрел
под этим именем, мы с этого момента будем говорить о
нем как о Рудольфе фон Зеботтендорф.
Второй период Зеботтендорфа в Турции длился
четыре года. После участия во Второй Балканской войне
(октябрь-декабрь 1912) на турецкой стороне и будучи
ранен, он вернулся в Германию, обосновавшись в начале
1913 в Берлине. О его деятельности в первой половине
Великой Войны известно мало. Он утверждал, что был
в Бреслау в 1913 году, где финансировал танк Гебеля.
Но машина погибла и его предприятие осталось невоз-
награжденным. Помимо частых визитов к Зигмунду фон
Зеботтендорф в Висбаден, он имел связи с Дрезденом в
это время. Когда Зигмунд умер в октябре 1915, Зебот-
тендорф поселился в Kleinzschachwitz, фешенебельном
пригороде, расположенном на берегу Эльбы. Здесь за
50 000 золотых марок он выстроил огромную виллу
(теперь Meusslitzer Strasse 41). Но вскоре Зеботтендорф
вновь стал объектом недоброжелательных слухов и вне-
запно уехал. Позже он сообщал, что стал жертвой кле-
ветнических нападок, имеющих отношение к его второй
жене. 15 июля 1915 в Вене Зеботтендорф женился на
разведенной Берте Анне Иффланд. Будучи дочерью
Фридриха Вильгельма Мюллера, богатого берлинского
торговца, она обладала значительным состоянием. Зебот-
тендорф утверждал, что Макс Альсберг, берлинский пове-
ренный, ответственный за ее поместья обнаружил свою
враждебность, после того как был освобожден от своей
доходной должности в связи с вступлением в брак.
Альсберг спровоцировал одного из старших офицеров
дрезденской полиции, Хендля на то, чтобы ославить
Зеботтендорфа как охотника за миллионами. Зеботтен-
дорф также имел проблемы с берлинскими властями
из-за своего турецкого гражданства, которое освобождало
его от службы в немецкой армии.
После ряда поездок во Франкфурт и Берлин Зебот-
тендорф с женой поселились в 1916 в Бад Айблинг,
элегантном баварском курорте. Отсюда Зеботтендорф
консультировался со своим мюнхенским поверенным Ге-
оргом Гаубатцем о том, как документально подтвердить
его турецкую национальность. Однажды Гаубатц показал
ему газетную рекламу Germanennorden, приглашавшую
светловолосых и голубоглазых немецких мужчин и
женщин к вступлению в Орден. Под объявлением рас-
полагались три руны. Зеботтендорф был заинтригован и
решил добиться членства. В сентябре 1916 он нанес визит
главе Germanennorden в Берлине. Этот человек оказался
Германом Полем. Зеботтендорф и Поль говорили о рунах,
эзотерический смысл которых интересовал последнего и
в Ордене. Поль объяснил, что он пришел к изучению
рун через Гвидо фон Листа и что он убежден - утрата
арийцами знаний о магической их власти связана с
нарушением расовой чистоты, в особенности скрещивания
с евреями. Он полагал, что это знание может быть
восстановлено только путем очищения расы от иност-
ранных влияний.
Зеботтендорф стал расспрашивать о будущем Ордена
и ему объяснили, что оно определится после собрания,
которое должно привести в порядок дела Ордена. Неза-
долго перед Рождеством Зеботтендорф получил известия
о том, что Орден создан вновь, во главе с Полем в
звании Канцлера. Эта информация доказывает, что Зе-
боттендорф был знаком с Полем еще до раскола. Во
время встречи с Полем Зеботтендорф попросил у него
список возможных кандидатов Ордена в Баварии. По
возвращении в Бад Айблинг он получил около сотни
адресов и ему была поручена задача воскрешения почти
вымершего баварского отделения. Весь 1917 год Зебот-
тендорф активно действовал от имени Поля. Его пе-
реписка с людьми, чьи адреса он получил, измеряется
томами. Он начал посещать их, и эти визиты прев-
ратились в регулярные групповые встречи и лекции. В
то же время, он поддерживал оживленную переписку с
Полем, снимавшим этаж для ложи в одном из домов
недалеко от Берлина. 21 декабря 1917 состоялась цере-
мония посвящения, на которую Зеботтендорф был пригла-
шен. Предложение Зеботтендорфа издавать ежемесячный
журнал Ордена было тепло встречено братьями: и первый
номер "Рун" появился в январе 1918. Он согласился
принять на себя финансирование бюллетеня Allgemeine
Ordens-Nachrichten, адресованного только членам Орде-
на. На этом же собрании Зеботтендорф был официально
избран Мастером баварского отделения.
В 1918 Зеботтендорф познакомился с пострадавшим
на войне Вальтером Наухаузом, который стал его правой
рукой в деле пополнения рядов Ордена. Наухауз был
близок ему по духу в двух отношениях: он также был
экспатриирован и увлекался оккультными науками. Сын
немецкого миссионера, он родился 29 сентября 1892 в
Ботсабело, в Трансваале. Во время войны с бурами
английский гарнизон стоял под Миддельбургом, где с
июля 1901 по июнь 1902 жила его семья. В конце 1906,
после смерти отца, семья вернулась в Германию. В
Берлине Наухауз начал изучать резьбу по дереву, а
свободное время проводил, совершая поездки к родст-
венникам в Померанию и Силезию, или же принимал
участие в экспедициях юношеских vцlkisch групп по
Пруссии и Тюрингии, что указывает на его романтиче-
ское влечение к новой родине. Когда началась война, он
вступил в Померанский полк, одним из первых брошен-
ный на Западный фронт. 10 ноября 1914 года Наухауз
был тяжело ранен под Шалоном. Из госпиталя он вышел
только осенью 1915. Неспособный больше к военной
службе, он посвятил себя vцlkisch движению и в 1916
вступил в Germanennorden, заняв пост хранителя родос-
ловных. Диапазон его чтения открывался "исследо-
ваниями" Гвидо фон Листа и заканчивался трудами по
астрологии и хиромантии, он также был знаком с твор-
чеством Пери Шу (Peryt Shou). В письме к Листу он
признавался в своем интересе к Каббале, к индуистским
и египетским религиозным верованиям. Как и Зеботтен-
дорф, Наухауз был захвачен мистической идеологией
древних теократий и тайными культами. В апреле 1917
Наухауз вслед за своим учителем профессором Вакерле
приехал в Мюнхен, где вскоре открыл свою студию.
Зеботтендорф и Наухауз так организовали работу,
чтобы Наухауз мог целиком посвятить себя агитации
новых членов. Первоначально прогресс был незначитель-
ным, но спустя год темпы сильно ускорились. По свиде-
тельству Зеботтендорфа весной 1918 вверенное ему отде-
ление ордена насчитывало 200 человек; следующей
осенью по всей Баварии насчитывалось 1500 человек и
250 человек в самой столице. До июля 1918 Зеботтендорф
проводил встречи в своих мюнхенских апартаментах на
Цвейпптрассе, а затем они арендовали пять больших
клубных комнат в фешенебельном отеле Vierjahreszeiten;
здесь могло поместиться до 300 гостей. 18 августа 1918
Зеботтендорф, Гаубатц и Геринг подготовили церемонию
посвящения, на которой должны были присутствовать
Герман Поль, Г. В. Фрииз и другие братья
Germanennorden Walvater из Берлина и Лейпцига. Не-
делей позже произошло крупное рукоположение
новичков; ему предшествовал доклад Поля о "солнечных
замках" Бад Айблинга, имевший эзотерический
национальный смысл; также Геринг говорил о германской
мифологии. Записи в дневнике Геринга свидетельствуют
о том, что начиная с этого времени встречи участились:
ложа собиралась по меньшей мере раз в неделю для
рукоположений, лекций и осенних прогулок. Церемонии
сопровождались фортепиано, фисгармонией и женским
хором. Поскольку помимо ритуальных собраний
Gernamennorden постоянно устраивала правые митинги,
Орден принял название Thule Общество, чтобы избавить
себя от нежелательного любопытства со стороны
социалистов и прореспубликанских элементов. Комнаты
были украшены эмблемой Thule, изображающей длинный
кинжал и "солнечное колесо" свастики.
В субботу вечером, 9 ноября 1918 года в залах Thule
проходил музыкальный вечер. В предшествующие сорок
восемь часов в Баварии произошла бескровная рево-
люция. Королевская семья спешно и постыдно бежала,
военное правительство ушло в отставку, Советы Рабочих
и Солдат взяли власть. Через два дня баварская рево-
люция повторилась в Берлине, здесь ее возглавил
еврейский журналист из Богемии. Курт Эйснер был изве-
стен как пацифист и лидер Независимых ("меньшевики")
Социальных Демократов в Мюнхене. Он сыграл важную
роль в антивоенных забастовках в январе 1918, за что
был посажен в тюрьму и вышел только в октябре. Вос-
пользовавшись внутренним кризисом в потерпевшей
поражение стране, он провозгласил Социалистическую
Республику, объявив себя премьером и министром ино-
странных дел, в кабинете, состоящем из "большевиков"
и "меньшевиков". Члены Общества Thule, как и другие
правые Мюнхена, были ошеломлены этими неожидан-
ными и весьма травматическими событиями. Германия
потерпела крах, Кайзер и правящие принцы отреклись,
еврейские социалисты объявили республику. Vцlkisch
родина, за которую они боролись так долго и с таким
трудом, исчезла в одну ночь.
В ответ на эту катастрофу Зеботтендорф произнес
страстную речь в тот вечер в Thule. Сохранившийся
текст демонстрирует поразительную смесь мо-
нархических, антисемитских и ариософских чувств:
Вчера мы пережили гибель всего, что было нам
дорого, близко и свято. Вместо наших принцев
германской крови, у власти - смертельные враги:
евреи. Чем грозит нам этот хаос, мы еще не знаем.
Но мы догадываемся. Время, которое придет, будет
временем борьбы, горьких утрат, временем опас-
ности... И пока я держу свой железный молот (речь
о молоте Мастера), я клянусь все силы отдать
этой борьбе. Наш Орден - германский Орден и пре-
данность наша - германская. Наш бог - Вальватер,
его руна - Аr. И триединство: Вотан, Вили, Ви -
едины в тройственности. Ar - руна означает Ариан,
первоначальное пламя, солнце и орел. Чтобы пока-
зать волю орла к самопожертвованию, он окрашен
в красный. С сегодняшнего дня наш символ - крас-
ный орел, пусть он предупреждает нас, что мы
должны умереть, чтобы выжить.
Ссылки Зеботтендорфа на Аr - руну и на мистическую
фигуру воскресающего орла, ставшую воинствующим
символом арийцев, свидетельствуют о несомненном
влиянии Листа. Еще в 1908 Лист писал о том, что Ar -
руна означает солнце, первоначальный огонь, арийцев
и орла, при этом он также имел ввиду смерть и воск-
ресение орла как специфически немецкий символ воз-
рождения. Триединство Вотана, Вили и Ви он описывал
в своей германско-теософской космогонии 1910 года. На-
звание Туле тоже восходит к ариософии. Этот термин
произошел от имени, данного самой северной земле,
открытой Пифеем (Pytheas) около 300 г. до н. э. Зебот-
тендорф отождествил эту Ультима Туле с Исландией:
как предполагаемый аванпост немецких беженцев, эта
страна играла значительную роль в арманистской
доктрине. Обратившись к членам Туле с требованием
бороться, "пока свастика не воссияет над холодом тем-
ноты". Зеботтендорф завершил свою речь декламацией
расистско-теософских стихов Филиппа Штауффа. Это
напыщенное бахвальство и ариософское мумбо-юмбо рож-
дают сильное искушение выкинуть из головы и Зебот-
тендорфа и Общество Туле. Однако впоследствии Зебот-
тендорф показал себя как выдающийся организатор
националистического сопротивления правительству
Эйснера и Коммунистической Республике - в жур-
налистике, в военной и политической сферах. Ариософия
нашла лидера для контрреволюции.
Несколько месяцев спустя, после того как нацисты
взяли власть в 1933, Зеботтендорф опубликовал книгу с
сенсационным названием "Прежде чем пришел Гитлер:
первые годы нацистского движения". Книга рассказывает
о подробностях деятельности ее автора в Баварии во
время войны и революции и отстаивает предварительный
тезис о том, что:
Члены Туле были людьми, к которым в первую
очередь обратился Гитлер и они были первыми, кто
пошел на союз с Гитлером. Войско будущего Фюрера
состояло - кроме самого Общества Туле - из
Deutscher Arbeiterverein основанным братом из Туле
Карлом Харрером в Мюнхене и Deutsch Sozialistische
Partei, возглавляемой Ганном Георгом Грассинге-
ром, их печатным органом был Munchener
Beobachter, позже Vцlkischer Beobachter. Из этих
трех источников Гитлер создал национал-
социалистическую рабочую партию.
Реджинальд Фельпс во всех подробностях проверил эти
заявления на основе архивных материалов и по не-
зависимым источникам и пришел к выводу, что Зебот-
тендорф говорит правду.
Например, утверждение о том, что Зеботтендорф обес-
печил журналистскую основу для нацистской партии
совершенно справедливо. Beobachter был маленьким еже-
недельником, издававшимся в восточных окрестностях
Мюнхена с 1868. В нем можно было найти местные
истории из жизни среднего класса с некоторым
антиклерикальным и антисемитским уклоном: собст-
венником газеты с 1900 года -был Франц Эхер. Когда
Эхер умер в июне 1918, газета прекратила бы сущест-
вование, если бы Зеботтендорф не купил ее за 5 000
марок. Он переименовал ее в Munchener Beobachter und
Sportblatt и снабдил ее спортивным обозрением для мо-
лодой аудитории и резкими антисемитскими пере-
довицами. С июля 1918 по май 1919 редакция газеты
находилась в помещениях Туле. После революции Со-
ветов в Мюнхене в 1919 Зеботтендорф переместил
редакцию в помещения Deutsch-Sozialistische Partei
(DSP), другой националистической и антисемитической
группы, основанной в 1918. С этого времени Грассингер
(лидер DSP) стал основным управляющим газетой и она
превратилась в официальный орган его партии в Мюн-
хене.
финансовая история газеты после того как Зеботтен-
дорф оставил Мюнхен в июле 1919 указывает на ее
постепенное присвоение национал-социалистической
партией. Летом издатели DSP стали расходиться между
собой во взглядах и Зеботтендорф пригласил свою сестру
Дору Кунц и свою возлюбленную Кати Бирбаумер,
номинального собственника газеты, на встречу в Кон-
станцу, чтобы прояснить ситуацию и отказаться от не-
подходящих людей. Газета превратилась в компанию с
ограниченной ответственностью. Уставной капитал новой
компании, Franz Eher Verlag Nachf составлял 120 000
марок, распределенный между двумя вкладчиками: доля
Бирбаумер составляла 110 000 марок, Кунц - 10 000
марок. Впрочем, к 20 марта 1920 года вкладчики были
уже иные:
Готфрид Федер 10 000 марок
Франц Ксавер Эдер 10 000
Франц фон Фрейлиц 20 000
Вильгельм Гутберлет 10 000
Теодор Хейсс 10 000
Карл Альфред Браун 3 500
Дора Кунц 10 000
Кати Бирбаумер 46 500
Готфрид Федер был одним из самых первых сторонников
Гитлера; Фрейлиц и Хейсс состояли в Туле. Понятно,
что Зеботтендорф и его дамы утратили контроль над
газетой к 1920-му году. 17 декабря 1920 все акции были
в руках Антона Дрекслера, кандидата в национал-
социалистическую партию. В ноябре 1921 они перешли
к Гитлеру.
Другой вклад Зеботтендорфа в дело националистиче-
ского сопротивления касается военных действий. В ноябре
1918 Туле запасала оружие для вооруженной борьбы
против правительства Эйснера. Они выработали два плана
нападения. Первый состоял в предполагаемом захвате
Эйснера на съезде в Бад Айблинге, но он провалился.
Попытка развернуть контрреволюционную борьбу через
создание гражданской гвардии, предпринятая Рудольфом
Бутманом и Гейнцем Курцем, также оказалась неудач-
ной, поскольку левые были очень бдительны. Более эф-
фективным стало создание Зеботтендорфом Kampfbund
Thyle в период Коммунистической Республики в Мюн-
хене; законное правительство скрылось в это время в
Бамберге. Учебные бои проводились тайно в Eching, в
нескольких километрах к северу от Мюнхена. Ком-
мунисты узнали об этом и правительство в Бамберге
поручило Зеботтендорфу мобилизовать баварцев в Сво-
бодные Корпуса и атаковать защищенную столицу. Это
было беспокойное путешествие, с фальшивыми паспор-
тами: члены Общества Туле и их сторонники покинули
Мюнхен и прибыли на станцию Treuchtlingen. Эти люди
вошли в состав основных сил Bund Oberland, успешным
Белым натиском сломивших коммунистический город с
30 апреля по 3 мая 1919 года.
21 февраля был убит Эйснер - графом Арко ауф
Валлей; молодой еврей, возмущенный своим исклю-
чением из Туле, пожелал доказать свое националистиче-
ское призвание. С этого времени опять воцарился хаос.
Непрочное коалиционное правительство было представ-
лено "большевиками" социал-демократами во главе с
Иоганном Хоффманом, но кабинет был вынужден бежать
в Бамберг, поскольку ситуация в начале апреля резко
ухудшилась. 6 апреля группа интеллектуалов-
анархистов, воодушевленных примером Бела Кун в
Венгрии, провозгласила Баварскую Советскую Рес-
публику; волна красных восстаний прокатилась по Дунаю
и достигла Австрии и Германии. Донкихотская
администрация продержалась неделю, после чего к власти
пришли более серьезные коммунисты (13 апреля). Все
полномочия приобрели русские эмигранты Левине-
Ниссен, Аксельрод и Левин, участвовавшие в крово-
пролитии 1905 года в России. Их террор смягчала только
их неумелость: жестокий закон следовал за законом;
пьяные солдаты "Красной Армии" шли по улицам, грабя
и мародерствуя; школы, банки, газеты были закрыты.
После безуспешных попыток создать контррево-
люционную армию в Бамбурге, 15 апреля Хоффман был
вынужден обратиться за помощью к Von Ерр и другим
Свободным Корпусам; ненависть к Республике собрала
их под знаменами Баварии. Когда Белке войска плотным
кольцом окружили Мюнхен, коммунисты ударили по
очагам национализма в городе. 26 апреля они разгромили
помещения Туле и арестовали секретаря - графиню Хей-
лу фон Вестарп, в тот же день были взяты еще шесть
человек. Красный комендант Эгельхофер объявил на сле-
дующий день, что схвачена "банда преступников... из
так называемых высших классов... лживые реакционеры,
агенты и белые шпионы". Заложники были брошены в
подвалы гимназии Луитпольд, где с середины апреля
располагался штаб Красной Армии. Семерых членов Туле
и еще три человека расстреляли 30 апреля в ответ на
сообщение о казни красных заключенных в Старнберге.
Четверо из семи членов Туле оказались титулованными
аристократами, среди них был принц Густав фон Торн-
и-Таксис, состоявший в родстве с несколькими евро-
пейскими королевскими фамилиями. Мюнхен и весь мир
были в ужасе.
Расстрел заложников взбудоражил до этого ко всему
безразличных мюнхенских обывателей. Поползли слухи,
сопровождающие это событие ужасными подробностями.
Белые войска ускорили свое продвижение, 1 мая подошли
к городу и нашли его жителей восставшими: Туле сделала
свое дело. Борьба была тяжелой и ярость сражающихся
поддерживала память о расстрелянных заложниках.
Среди сотен убитых многие не имели никакого отношения
к Коммунистической Республике. Когда штурм был окон-
чен, правительство Хоффмана вернулось к власти. И
хотя парламент с участием социалистов и других партий
был собран, было ясно, что реальная власть ускользнула
от социал-демократов к антиреспубликанским элементам.
Повсюду в Германии между январем и маем 1919
набирали силу прежние социальные и политические тен-
денции, но нигде успехи контрреволюции не были так
велики, как в Баварии. Общество Туле в Germanennorden
внесли большой вклад (пропаганда, прямая контррево-
люционная деятельность, мученичество заложников) в
создание взвинченной и воинствующей атмосферы в
Мюнхене - такой, в какой только и могли развиться
экстремистские движения, подобные национал-
социализму.
Помимо своей журналистской деятельности и военных
похождений, Зеботтендорф создал центр политических
дискуссий и собраний для многих групп, участвующих
в националистическом сопротивлении. Когда в ноябре
1918 разразилась революция, многие Vцlkrisch группы
потеряли крышу, поскольку хозяева помещений опа-
сались оказаться в оппозиции к новому республиканскому
правительству. Зеботтендорф объявил о том, что залы
Туле в отеле Vierjahreszeiten примут к себе оставшихся
без крова; гостеприимство коснулось национально-либе-
ральной партии Ганса Дана, пангерманистов и Deutscher
Schulverain Вильгельма Ромедера, а постояльцами Туле
стали Готтфрид Федер, Альфред Розенберг, Дитрих
Экхарт, и Рудольф Гесс, все они достигли выдающегося
положения в нацистской партии. Изучение списка членов
делает очевидным, что сторонники Туле были в основном
юристами, судьями, университетскими профессорами,
аристократами, принадлежавшими королевскому окру-
жению династии Wittelsbach, промышленниками, вра-
чами, учеными и преуспевающими бизнесменами, как
например сам владелец гостиницы Vierjahreszeiten.
Помимо пангерманизма и антисемитской идеологии
в Обществе Туле всегда жила страсть к ариософии,
выражавшаяся в публичных восхвалениях Зеботтендор-
фа, обращенных к Фричу, Листу, Ланцу фон Либен-
фельсу и Штауффу. Эта интеллектуальная тенденция
также находила себе выражение в деятельности научных
кружков Туле. Здесь германское право изучалось под
руководством Геринга, нордическая культура - под руко-
водством Наухауза, геральдика и генеалогия - под руко-
водством Антона Дауменланга; все предметы, близкие
гностическому расизму. Осенью 1918 Зеботтендорф попы-
тался распространить идеологию Туле на рабочий класс;
эта задача была возложена на Карла Харрера (1890-
1926), спортивного репортера из вечерней мюнхенской
газеты - он должен был заняться созданием рабочего
кружка. Хотя Зеботтендорф и называл этот возникший
кружок Deutscher Arbeiterverein, он абсолютно совпадал
с Politische Arbeiter Zirkel, созданным в октябре 1918. В
него входили Харрер, как руководитель, Антон Дрекс-
лер - самый активный член и Микаэль Лоттер, секретарь.
Маленькая группа, в которой регулярно присутствовали
от трех до семи членов, собиралась еженедельно на
протяжении всей зимы. Харрер читал лекции о причинах
военного поражения, о борьбе с еврейством, об
антианглийских чувствах. В декабре Дрекслер затеял
дискуссию: не организовать ли политическую партию; и
5 января 1919 года в закусочной Furstenfelder Hof было
формально зафиксировано рождение Deutsche
Arbeiterpartei (DAP); ее первыми членами в основном
были коллеги Дрекслера по локомотивному парку. Раз-
работанные Дрекслером партийные законы приняли двад-
цать четыре человека и он был избран ее руководителем.
Точное отношение между этой партией и рабочим
кружком, возникшим по указанию Туле, остается невы-
ясненным. Франц Даннель, член Туле и спикер DAP
утверждал, что он говорил с Харрером о создании партии
в отеле Vierjahreszeiten, но в памфлете Дрекслера Mein
politisches Frwachen (1919) не упоминается ни о Даннеле,
ни о Харрере, ни о создании партии. Хотя протоколы
кружка не указывают на обсуждение расистского
мировоззрения, за исключением привычных форм
антисемитизма, возможно, что Vцlkisch идеи Харрера
проникли в кружок и повлияли на Дрекслера и DAP,
когда годом позже в феврале 1920 она превратилась в
национал-социалистическую рабочую партию (NSDAP).
Впрочем, надо признать, что линия DAP не основывалась
на арийско-расистско-оккультной модели Germanen-
norden и представляла собой крайнюю форму политиче-
ского и социального национализма.
Адольф Гитлер впервые встретился с DAP на митинге
12 сентября 1919. Посланный как военный агент по
контролю политических группировок, Гитлер вступил в
маленькую партию и, начиная с ноября, читал лекции
в закусочных, собирая огромные аудитории. Ему нужна
была массовая политическая партия и его крайне разд-
ражала конспиративная структура маленьких групп. В
декабре он разработал инструкции для комитета, обес-
печивавшие ему полномочия и предупреждавшие любые
возможные вмешательства со стороны "кружка или
ложи". Тем самым он метил в Харрера, и последний
покинул пост в январе 1920. Презрительные выпады
Гитлера в адрес "vцlkisch странствующих ученых" в
"Майн Кампф" - отголосок его вражды с Харрером и
конспиративными структурами, подобными Обществу
Туле и Germanennorden, поскольку его убеждение
состояло в том, что для успеха необходима открытая
массовая политическая партия.
Хотя DAP и Туле Общество расходились во взглядах
на идеологию, они пользовались общим символом -
свастикой. Фридрих Крон, член Туле и Germanennorden
с 1913 заработал себе репутацию эксперта DAP, пос-
кольку был известен как коллекционер книг на Vцlkisch
темы; он собрал их около 2 500. В мае 1919 он составил
меморандум под названием "Может ли свастика служить
символом национал-социалистической партии?", в кото-
ром предложил левонаправленную свастику (по часовой
стрелке, как у теософов и Germanennorden) в качестве
символа DAP. Он выбрал это направление, поскольку в
буддистской интерпретации оно символизирует удачу и
здоровье, тогда как правая ориентация (против часовой
стрелки) означает упадок и смерть. (Большинство свастик
Листа и Общества Туле имеют правую ориентацию, это
говорит о том, что в Vцlkisch традиции не было принято
устойчивое направление). Гитлер предпочитал
ориентированную вправо свастику с прямыми линиями
и в ходе обсуждений в комитете DAP убедил Крона
изменить проект. Крон же придумал распределение цвета:
черная свастика в белом кругу на красном фоне. 20 мая
1920 на митинге NSDAP в Старнберге такая свастика,
предложенная Кроном и модифицированная Гитлером
впервые появилась публично как флаг нового движения.
Таким образом, путь нацистского символа непрерывно
прослеживается через эмблемы Germanennorden, восходя
в итоге к Гвидо фон Листу.
Дальнейшая карьера Зеботтендорфа может служить
образцом судьбы "vцlkisch странствующего ученого". Он
подвергся обструкции со стороны Туле за утрату списков
людей, участвовавших в расстреле заложников; после 22
июня 1919 его перестали приглашать на собрания Туле.
Его политические приключения на этом завершились и
он вынужден был искать себе новую карьеру. Поскольку
с 1913 года он прилежно изучал астрологию, это стало
его основной деятельностью. В октябре 1920 он сменил
Эрнста Тьеде на посту издателя журнала Astrologische
Rundschau. Тьеде в свое время подвинул Ланца фон
Либенфельса на профетическое творчество. Он последо-
вательно публиковал такой заметный оккультно-
расистский текст как Ur-Arische GotteserKenntnis (1917),
в котором описывались мистерии и солнечные религии
древних арийских теократий; он переписывался с Гвидо
фон Листом о теософии и арманистской мудрости в
Ветхом Завете. Зеботтендорф пошел по его стопам. Между
1921 и 1923 он написал не менее семи астрологических
прогнозов, которые завоевали высокий престиж среди
современных немецких астрологов за их ясность и вы-
сокую эмпирическую точность. Он также издавал журнал
в Bad Sachsa в горах Гарца вплоть до 1923. Он ведь
всегда любил маленькие фешенебельные курортные го-
родки, где мог спокойно выдавать себя за барона.
Весной 1923 Зеботтендорф уехал в Швейцарию. В
Лугано он закончил свой оккультный трактат о дервишах
Baktashi и их взаимосвязях с алхимиками и розенкрей-
церами. Пробыв в Швейцарии весь 1924 год, он вернулся
в Турцию. С 1926 по 1928 год он был почетным
мексиканским консулом в Стамбуле, между 1929 и 1931
путешествовал по Соединенным Штатам и Центральной
Америке. В какой-то момент стал рыцарем Ордена Им-
перии Константина, роялистской, рыцарской
организации, чья антибольшевистская идеология и
аристократические атрибуты, должно быть, были ему
очень дороги. В 1933 он возвращается в Мюнхен, чтобы
воскресить Общество Туле в Третьем Рейхе, но скоро
впадает в немилость у нацистских властей, поскольку
считает себя предшественником национал-социализма. В
начале 1934 года интернирован. Снова путь Зеботтен-
дорфа лежит через Швейцарию в Турцию, теперь он
находит себе работу у Герберта Риттлингера в немецкой
разведывательной службе Стамбула, там он работает всю
войну. Его бывший шеф вспоминал о нем как о нищен-
ствующем и добродушном старом джентльмене, инфор-
мация которого была совершенно бесполезна. Когда в
сентябре 1944 немцы оставили Стамбул, Зеботтендорф
получил пособие, которое позволило ему продержаться
еще год. После войны Риттлингер получил достоверную
информацию о том, что 9 мая 1945 года старый барон
бросился в Босфор. Риттлингер знал его последним и
сказал о нем: "старый и одинокий барон был в конце
своего пути; у него не было больше денег и никаких
надежд даже на самые скудные источники. В день, когда
был подписан мир, мысль о полном поражении должна
была совсем уничтожить его". Так закончилась жизнь
искателя приключений, соединившего ариософию с
нацистской партией.
СВЯЩЕННЫЕ РУНЫ
И ОБЩЕСТВО ЭДДЫ
В 1918 году старый вильгельмовский мир Германии был
уничтожен окончательно. Война, на которую ушло четыре
года, теперь казалась бесполезным жертвованием жизней,
близких людей, юношеских надежд и стремлений и просто
денег. Шок военного поражения был особенно неожиданен
ввиду недавних успехов на Западном фронте и поражения
России. Внезапное заключение мира подтверждало ле-
генду об "ударе в спину" и о заговоре социалистов и
евреев, предавших армии, находящиеся на фронтах. Тя-
желые условия Версальского мира тяжелым бременем
легли на истощенную и измученную страну: пришлось
уступить бывшие территории Третьего Рейха, вы-
плачивать значительные репарации деньгами и промыш-
ленной продукцией; присутствие иностранных войск в
стране довершило унижение нации. Кайзер и правящие
принцы отреклись, их место заняли неизвестные
политики, приступившие к созданию парламентской де-
мократии; все относились к ним как к ставленникам
победителей и прочих врагов. Между 1918 и 1923 годами
Германию потрясали местные восстания и гражданская
война, попытки отдельных переворотов и перестрелки на
границах с Польшей, разрушительная внутренняя
инфляция. Хаос новой Республики контрастировал с
имперским великолепием и пышностью предвоенной эры.
Германия страдала от политических и культурных травм,
мучительно пытаясь приспособиться к своим новым
обстоятельствам.
Эта плачевная ситуация естественным образом спо-
собствовала возникновению идеологий, связанных с рес-
таврацией безмятежного прошлого или по меньшей мере
с устранением условий, ответственных за глубину
падения Германии. Незначительное меньшинство мо-
нархистов прилагало усилия к возвращению изгнанного
Кайзера, но большинство новых правых склонялось к
радикальному разрыву со Вторым Рейхом. Апокалиптиче-
ская поэзия националистов возлагала надежды на
возникающие повсюду Союзы и vцlkisch группы, готовые
развязать борьбу против евреев, коммунистов и франк-
масонов. Националистические революционеры, объятые
романтическим духом флибустьеров вступали в Свобод-
ные Корпуса, и независимые армии, сражавшиеся в
Балтийских государствах, против поляков и против ком-
мунистов в самой Германии. Другие неоконсерваторы
размышляли над необходимостью нового феодального
порядка, корпоративного государства или Третьего Рейха.
Молодежное движение также было затронуто этим про-
цессом. Молодые люди собирались в группы,
объединявшие их чувством исключительного мужского
сообщества, их атлетического совершенства и романтиче-
ского национализма.
Новую поддержку на визионерских окраинах после-
военного vцlkisch движения получили оккультно-
националистические идеи Гвидо фон Листа. В основном
это было делом старых его сторонников, нашедших для
себя новые аудитории. Эллегаард Эллербек, страстный
поклонник Листа, начал резкую антиреспубликанскую
кампанию, характеризующуюся поразительным разнооб-
разием гностических, теософских и антисемитских идей:
он поносил Союзников, осуждал материализм и превоз-
носил немцев до божественного статуса. В своих Versailler
Visionen (1919) он описывает тонкую ауру, сопутствую-
щую каждой из европейских наций и выступающую
функцией ее духовного характера; работа завершается
страстным "оккультно-арманистским" призывом, обращен-
ным к согражданам: "Да знаете ли вы, что вы - боги?"
В следующем году он издает роман, озаглавленный Sonne
Sonnings Sцhne auf Sonnensee) (1920), в котором символы
солнечных религий смешались с vцlkisch утопиями и в
приложении к которому были опубликованы четыре
письма от Гвидо фон Листа. Эллербек читал лекции по
всей Германии, провозглашая немцев наследниками
крови древних языческих богов и писал антисемитские
статьи с мистическим оттенком для газеты Дитриха
Эккарта Auf gut deutsh. В этот революционный период
его воображение было одновременно апокалиптично и
катастрофично. Однажды он заявил, что фриз дома Валь-
тера Ратенау, министра иностранных дел новой Рес-
публики, изображает казнь всех ныне правящих
властителей, и тем обратил на себя внимание публики,
поскольку еврейский политический деятель действитель-
но был убит вскоре после этого. Об Эллербеке вспоминал
даже Альфред Розенберг в своем тюремном дневнике,
когда ждал исполнения приговора в Нюрнберге, в 1946.
Общество Листа продолжало существовать на новых
штабквартирах в Берлине, под энергичным руководством
Филиппа Штауффа, первого немецкого ученика старого
мастера. Из своего дома на Мольткештрассе 46а в Берлин-
Лихтерфельде Штауфф выпускал новые издания Арио-
Германских исследований Листа (1920-1922). 17 июля
1923 он совершил самоубийство и его вдова Берта Шта-
уфф взяла на себя управление издательством; Общество
продолжало служить местом встреч и общения
вступивших в него перед войной, членов Gennanennorden
и новичков, появившихся в 1920-е. Тарнхари бывал в
доме Штауффа, как свидетельствует об этом Гюнтер
Киршхоф, оккультист, занимающийся генеалогией. Эбер-
хардфон Брокхузен, Великий Мастер Germanennorden,
работал как Президент Общества вплоть до своей смерти
в марте 1939. Политическое влияние Общества Листа
было весьма ограниченным, оно служило в основном для
общения между кругом Штауффа и их Vцlkisch со-
ратниками в Берлине. Тем более очевиден значительный
вклад в контрреволюционное движение (послевоенный
Мюнхен) со стороны Germanennorden и Общества Туле.
В то время как названные персонажи занимались
распространением традиционного арманизма Листа, Ру-
дольф Йохан Горслебен (1883-1930) положил начало
новому арийскому оккультному движению. На основании
рун, оккультных наук и Эдды Горслебен создал
оригинальную расистскую религию-мистерию, которая
вновь возвращалась к магическому наследству арийцев
и оправдывала их духовное и политическое превосход-
ство. Родившись 16 марта 1883 в Метце, Горслебен
воспитывался в Эльзас-Лоррэне. В 1871 эту французскую
провинцию аннексировал Немецкий Рейх, после победы
во Франко-Прусской войне. Жители этой области го-
ворили на немецком диалекте и колебались в политическом
выборе между Берлином и Парижем, что подтверждает
рост пангерманизма в 1890-е гг. В этой пограничной
полосе Горслебен очень рано познакомился с
национализмом; будучи подлинным немецким патриотом,
он чрезвычайно гордился своей родословной, восходящей
к аристократической фамилии XIV века из Тюрингии.
О его юности известно немного, за исключением того,
что перед Первой Мировой войной он бывал в Мюнхене.
Сначала он готовил себя к театральной карьере, пос-
кольку его пьеса, под названием Der Rastaquдr (1913)
имела одно время успех в городе. Но затем обратился
к журналистике и начал издавать журнал, посвященный
пангерманистским и националистическим идеям
Allgemeine Flugtlдtter-Deutscher Nation. Когда началась
война, Горслебен поступил в Баварский полк и два года
сражался на Западном фронте. Затем был переведен в
Германский союз и воевал против турецкой армии в
Аравии, дрался с племенами бедуинов и их британскими
сторонниками в Палестине. Он заслужил звание лейте-
нанта и двенадцать военных наград. Во время войны он
вел дневник, выдержки из которого, посвященные
аравийской кампании, позже были опубликованы. Но и
в этом раннем творчестве отразился его сильный интерес
к мифологии и роли немецкой расы в историческом
развитии.
В конце войны Горслебен вернулся в Мюнхен. Рево-
люция еще более политизировала его и он вступил в
Общество Туле. В апреле 1919 он был арестован ком-
мунистами вместе с Дитрихом Эккартом. Только на-
ходчивость Эккарта, проявленная на допросе, избавила
обоих от судьбы других заложников Туле. 18 декабря
1920 Горслебен прочел для Туле лекцию под названием
"Арийский человек". В своем дневнике, описывающем
собрания Общества, Иоханнес Геринг писал об оккуль-
тных тенденциях сознания Горслебена и о позднейшем
расцвете их в зрелой доктрине арийского мистицизма.
Спустя два года Горслебен вновь принимал активное
участие в революционной деятельности правых. В июле
1921 он стал гауляйтером южно-баварского отделения
радикального антисемитского Deutschvцlkischer Schuts-
und Trutzbund, впоследствии конкурировавшего с только
что возникшей нацистской партией. В декабре 1921 Гор-
слебен решил порвать с центром лиги в Гамбурге и
создал новый союз с Юлиусом Штрайхером - впос-
ледствии этот человек издавал Des Stьrmer под надзором
нацистов - заручившись поддержкой в Регенсбурге и
Нюрнберге. Горслебен также тесно сотрудничал с Лорен-
цом Мешем, шефом Germanennorden в Регенсбурге, чьи
подопечные Шульц и Тилессен осуществили убийство
Эрцбергера. Впрочем, после бурного периода
внутрипартийной борьбы, Горслебен ушел от vцlkisch
политиков и посвятил все свое время литературным за-
нятиям. Он приступил к грандиозному переводу Эдды,
которую рассматривал как наиболее чистую форму древ-
ней арийской религии.
В 1920 Горслебен приобрел обанкротившуюся мюн-
хенскую еженедельную газету Die Ripublic, снабдил ее
новым названием Deutsche Freiheit и начал издавать в
vцlkisch духе. Его помощниками были: Фридрих Виктль,
австрийский теоретик мирового заговора масонов и Ганс
Ф. К. Гюнтср, расистский антрополог. Между 1920 и
1925 гг. газета приобрела выраженный национали-
стический характер, ссылаясь по разным поводам на
оккультные свойства арийской расы. С конца 1926 этот
наднациональный мистический расизм начал преобладать
в журнале - Горслебен приступил к изложению собст-
венной версии арийского оккультизма. В нескольких
отношениях его доктрина была связана с современным
оккультизмом и теософией: метафизическими осно-
ваниями для нее также служили астрология, каббализм
и магия; конечной целью было создание расово чистого
человечества и духовный приоритет арийцев; условием
первенства было оживление скрытых сил, присущих каж-
дому арийцу, позволяющих ему иметь власть над есте-
ственным миром; любая механистическая и ма-
териалистическая концепция реальности категорически
отвергалась им; и, наконец, она пропагандировала на-
ступление нового века, в котором арийцы вернут свое
былое великолепие и власть над миром. В поздних рабо-
тах Горслебена эта доктрина представлена как древняя
мудрость арийцев. Его журнал с этого времени имеет
подзаголовок "Monatsschrift fьr arische Gottes-und Wel