Организация физкультурно-спортивной деятельности студентов с целью формирования компетенций будущих специалистов позволяет рассматривать физическую культуру как личностно ориентированную профессионально-образовательную дисциплину. Необходимо, чтобы профессиональная направленность образовательно-воспитательного процесса по физической культуре была включена во все разделы программы по данной дисциплине и выполняла связующую, координирующую и активизирующую функцию. Тогда профессионально-прикладная физическая подготовка студента будет осуществляться на протяжении всего периода обучения.
Целью ППФП в вузе является достижение студентом психофизической готовности к будущей трудовой деятельности, которая включает в себя наличие устойчиво сформированных компетенций. Учитывая, что компетенция – это способность мобилизовать и преобразовывать знания, умения и опыт в результат при выполнении конкретной сферы деятельности, физкультурно-спортивная деятельность должна быть направлена на формирование социально и профессионально важных качеств (СПВК) специалистов, которые обуславливают продуктивность широкого круга социально профессиональной деятельности человека. СПВК должны обеспечивать следующее: достаточную профессиональную работоспособность; наличие необходимых резервных физических и психических возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям социально-профессиональной среды, объему и интенсивности трудовой деятельности; способность к полному восстановлению в заданном лимите времени; возможность и потребность выполнения профессиональной деятельности на креативном уровне; готовность к саморазвитию; профессиональное долголетие; сохранение и укрепление профессионального здоровья.
Для эффективной организации ППФП в вузе необходимо осуществить анализ будущей профессиональной деятельности студентов:
● выделить основные блоки, соответствующие этапам деятельности;
● обосновать основные социально и профессионально важные качества, являющиеся составной частью компетенций и определить четкие критерии профессиональной подготовленности.
Рассмотрим особенности организации ППФП в профессионально-педагогическом вузе. Функциональный анализ определил основные виды профессионально-педагогической деятельности: образовательную, воспитательную, учебно-методическую, организационно-управленческую и производственно-технологическую.
Изучение названных видов деятельности педагога профессионального обучения позволяет обосновать СПВК личности будущего специалиста, при этом необходимо ориентироваться не только на современные требования к выполнению профессиональной деятельности, но и на перспективу ее развития.
Анализ профессионально-педагогической деятельности в современных социально-экономических условиях позволил выделить следующие СПВК педагога профессионального обучения:
1. Психофизические качества: высокий уровень развития физических качеств (выносливость, сила, координация, ловкость, быстрота реакции); устойчивые психические процессы (память, мышление, внимание, воображение).
2. Социально значимые качества: гуманизм, коммуникативность, социальный интеллект, сверхнормативная активность, толерантность, рефлексия, организованность, ответственность, эмпатия, трудолюбие, нравственные и эстетические качества.
Одной из основных задач, которую необходимо решить при организации ППФП будущих специалистов, является профилактика и предупреждение профессиональных заболеваний, травматизма, обеспечение профессионального долголетия. Профессия педагога профессионального обучения является интегральной и содержит в себе две равноправные составляющие: педагог и специалист в той отрасли народного хозяйства, для которой он будет готовить рабочие кадры. Так, например, педагог профессионального обучения по специальности «Машиностроение и технологическое оборудование» по классификации Е. А. Климова относится и к группе профессий «человек – человек», и к группе профессий «человек – техника». Поэтому организация профилактики и предупреждения профессиональных заболеваний должна идти в двух направлениях.
Проведенный анализ профессионально-педагогической деятельности и изучение СПВК личности педагога профессиональной школы позволяют определить средства ППФП, формы организации занятий, необходимые квалификационные требования к преподавателям кафедры физического воспитания и материально-техническим условиям вуза. Технология подбора содержания ППФП с целью формирования компетенций студентов профессионально-педагогического вуза можно представить в виде схемы представленной на рисунке.
Для эффективного управления ППФП студентов в вузе необходимо использовать мониторинг профессионального развития субъектов образования. Главным в мониторинге должны стать диагностика, прогнозирование и коррекция профессионального развития студентов и образовательного процесса.
.
|
Рис. Технология организации ППФП в профессионально-педагогическом вузе
Научно обоснованное содержание ППФП будет способствовать воспитанию у студентов социально и профессионально важных качеств, необходимых в их дальнейшей профессиональной деятельности, которые обеспечат трудовое долголетие, помогут сохранить здоровье. Осознание роли физкультурно-спортивной деятельности в профессиональном становлении повысит интерес студентов к физической культуре и спорту, формированию здорового образа жизни, к научной организации своего труда.