Для отхода от трапа судна (пирса) последовательно подаются команды «Протянуться», «Оттолкнуть нос», «Уключины вставить», «Весла разобрать» или одна команда «Отваливай».
Если с судна на шлюпку был заведен конец, то он отдается по команде «Отдать конец». Если при стоянке у пирса на него были поданы фалини, то предварительно подается команда «Отдать фалини».
После отваливания шлюпки от борта судна подается команда «Весла» и затем — «На воду».
Подход к трапу судна в свежую погоду
Подход шлюпки к трапу судна в свежую погоду сложнее, требует предельной четкости и быстроты действий всей команды.
Подходят к судну с подветренной стороны параллельно его борту на расстоянии 1,5—2 длины весла, чтобы иметь возможность грести до момента принятия с судна конца (в свежую погоду с судна на шлюпку обязательно подается конец). Когда шлюпка пройдет трап, старшина командует «Баковые шабаш». Баковые убирают весла, принимают с судна конец и крепят его шлюпочным узлом к баковой банке.
Затем подается команда «Шабаш» для остальных гребцов, и шлюпка с помощью конца и крюков подводится к трапу. Старшина должен следить за тем, чтобы шлюпка не попала под трап и гребцы не получили травмы.
Отход от трапа в свежую погоду
После выполнения задания шлюпка должна немедленно отойти от трапа. С этой целью конец, поданный с судна, по команде «Перенести конец на загребную банку» переносится гребцами внешнего борта с баковой на загребную банку и крепится шлюпочным узлом. Во время переноса конца шлюпка удерживается у трапа с помощью отпорных крюков или рук гребцами внутреннего борта. Нос шлюпки удерживается у борта судна руками или серьгой из носового фалиня, заведенной за этот конец
Для отхода шлюпки от трапа судна подается команда «Уключины вставить», а затем — «Протянуться». Выполнив первую команду, гребцы внутреннего борта берут конец и с силой протягивают шлюпку вперед. Когда корма шлюпки пройдет трап, старшина командует «Оттолкнуть нос, отдать конец» и кладет руль в сторону от борта судна. Баковые отдают серьгу и крюком сильно отталкивают нос. Средний гребец убирает кранец. Загребные отдают конец, бросают его в воду и отпорным крюком отталкивают шлюпку от борта судна, далее подаются команды «Весла разобрать», «Весла» и т. д.
Если гребцам трудно или невозможно протянуться самим, то по приказанию вахтенного офицера шлюпку протягивают с помощью конца матросы судна.
При очень свежей погоде подходят не к трапу, а к корме судна (на бакштов); где всегда значительно тише, чем у бортов.