Цель

Ход работы:

Под рациональным питанием понимают правильно организованное обеспечение организма питательной и вкусной пищей, содержащей оптимальное количество различных пищевых веществ, необходимых для его развития и функционирования. В результате изучения потребностей организма в энергии и пищевых веществах разработаны физиологические нормы питания, основанные на следующих принципах.

  1. Энергетическая ценность (калорийность) пищевого рациона должна соответствовать энергозатратам организма. При этом необходимо учитывать, что усвояемость пищи составляет около 90 %, т. е. энергетическая ценность рациона должна на 10 % превышать потребности организма в энергии. Энергозатраты организма определяются уровнем основного обмена и величиной рабочей прибавки. Рабочая прибавка в свою очередь зависит от характера трудовой деятельности. В зависимости от тяжести труда все население делится на пять (мужчины) или четыре (женщины) профессиональных группы:

I группа – работники преимущественно умственного труда;

II группа – работники, занятые легким физическим трудом;

III группа – работники среднего по тяжести труда;

IV группа – работники тяжелого физического труда;

V группа – работники, занятые особо тяжелым физическим трудом.

В каждой из групп выделена дифференциация по возрасту. В качестве дополнительных групп выделяются беременные и кормящие женщины с детьми в возрасте 1–6 мес. и 7–12 мес. Для них указаны добавки к соответствующим их трудовой деятельности групповым нормам (табл. 10-6).

Таблица 10-6

  1. Питательные вещества, поступающие с пищевыми продуктами, должны быть сбалансированы между собой, т. е. находиться в определенных соотношениях; в частности, для белков, жиров и углеводов, как правило, должна соблюдаться пропорция 1: 1,2: 4,6.
  2. Не менее 55 % для взрослых и 60 % для детей белка должно поступать с продуктами животного происхождения, протеины которых содержат полный набор незаменимых аминокислот.
  3. Для удовлетворения потребностей организма в ненасыщенных жирных кислотах не менее 30 % жиров должно иметь растительное происхождение.
  4. Потребность в витаминах должна удовлетворяться за счет включения в рацион овощей и фруктов (желательно свежих), ржаного хлеба и хлеба из муки грубого помола (витамины группы В), ряде продуктов животного происхождения.
  5. Пища должна быть достаточной по объему и содержать так называемые балластные вещества: клетчатку и пектины. Эти вещества не всасываются и не используются на энергетические и пластические нужды человека, но выполняют ряд важных физиологических функций: обеспечивают своевременное формирование чувства насыщения, адсорбируют токсины, фармакологические препараты, минеральные элементы нормализуют микрофлору пищеварительной системы, стимулируют ее перистальтику.
  6. Кратность приема пищи должна быть оптимальной: при трехразовом питании завтрак должен составлять 35 % от суточной калорийности, обед – 45%, ужин – 25%; при четырехразовом питании завтрак – 25%, второй завтрак (или полдник) – 15%, обед – 35%, ужин – 25 %. В первой половине дня должны преобладать мясные продукты питания, во второй — молочно-растительные.
  7. Обстановка должна благоприятствовать пищеварению: внешний вид, запах, вкус пищи должны способствовать выделению «аппетитного» сока.

Следует отметить, что перечисленные принципы являются лишь ориентировочными и в основном используются при организации питания значительных контингентов людей, находящихся в одинаковых условиях. Часто набор продуктов и характер питания определяются национальными традициями, религиозными догмами, доступностью продуктов, характером природных и климатических факторов, а также индивидуальные особенности состояния организма.

  1. Пользуясь табл. 10-7, определите соответствующую Вашему возрасту и профессиональной группе норму физиологических потребностей в питательных веществах и энергии.

Таблица 10-7

В табл. 10-8 приведены основные продукты, их состав и энергетическая ценность (из расчета на 10 г).

Таблица 10-8

В табл. 10-9 приведена калорийность некоторых блюд.


Таблица 10-9

  1. Составьте индивидуальный суточный рацион, сбалансированный по энергии, белкам, жирам и углеводам, пользуясь табл. 10-8. В настоящее время, когда энергетические затраты всех групп населения снизились, т. к. доля физического труда уменьшилась, калорийность рациона питания городского жителя в среднем должна составлять 2000–2500 ккал/сут.

Все данные о составе и калорийности выбранных продуктов питания оформите в виде табл. 10-10. В гр. «Наименование продукта» необходимо указать название блюда, а затем перечислить входящие в него продукты, например: «суп куриный, состоит: крупа, картофель...». Табл. 10-10 завершается итоговыми численными данными, характеризующими суточный рацион питания.


Таблица 10-10

Работа трудоемкая и требует много времени; поэтому рекомендуется её основную часть выполнить в качестве домашнего задания. На практическом занятии в этом случае проводят анализ рациона (возможен обмен между студентами) и делают заключение о его соответствии основным принципам рационального питания.

РЕЗУЛЬТАТЫ:_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД:___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДАТА ЗАНЯТИЯ: ПОДПИСЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:
ОЦЕНКА:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: