Аль-Баша, 'Абд-ар-Рахман Рафат 6 страница


В ночь пятницы в первые дни месяца раджаб* 110 года хиджры аль-Хасан аль-Басри внял призыву Господа своего, покинув этот бренный мир.

Утром облетевшая город весть о его кончине стала потрясением для людей. Его тело омыли, завернули в саван


* Седьмой месяц мусульманского календаря.

82 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


и совершили погребальную молитву после пятничной молитвы в мечети, под сводами которой он провёл большую часть своей жизни, побыв и учеником, и учителем, и призывающим к религии Аллаха.

После этого все люди пошли провожать его погребальные носилки. В тот день в мечети Басры не совершалась предвечерняя молитва ('аср),потому что некому было совершать её там. И не было такого дня, в который бы в этой мечети не была совершена какая-то молитва — с тех пор, как мусульмане построили её, и до сегодняшнего дня — кроме того дня, в который аль-Хасан аль-Басри покинул этот мир, отправившись к Господу своему.

СУДЬЯ ШУРАЙХ

Шураиха как-то спросили: «Как ты обрёл это знание?» Он ответил: «Посредством повторения его с учёными:

я брал от них и передавал им».

Суфъян алъ-Ауси

Повелитель верующих 'Умар ибн аль-Хаттаб купил у одного бедуина коня. Заплатив за него, он сел на коня и поехал прочь. Но не успел он отъехать далеко, как обнаружилось какое-то повреждение, которое помешало коню продолжать бег. 'Умар повёл коня обратно и сказал тому бедуину:

— Возьми своего коня, ибо он с изъяном!

Бедуин сказал:

— Я не возьму его назад, о повелитель верующих, потому что я продал тебе его здоровым и без изъянов.

'Умар сказал:

— Выбери того, кто рассудит нас.

Бедуин сказал:

Пусть нас рассудит Шурайх ибн аль-Харис аль-Кинди.

'Умар сказал:

—Хорошо, я согласен.


Повелитель верующих 'Умар ибн аль-Хаттаб и владелец коня обратились на суд к Шурайху. Выслушав бедуина, Шурайх повернулся к 'Умару ибн аль-Хаттабу и сказал:

— Ты забрал коня здоровым, о повелитель верующих?

'Умар ответил:

-Да.

84 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


Шурайх сказал:

— Оставь у себя то, что ты купил, о повелитель верующих, либо верни его продавцу таким, каким ты взял его у него.

'Умар посмотрел на Шурайха с удивлением и сказал:

— А разве вершится суд иначе? Слово истины и справедливое решение... Поезжай в Куфу, я назначаю тебя судьёй.

 
 


К тому времени когда 'Умар назначил Шурайха ибн аль-Хариса судьёй, он не был неизвестной личностью для мединского общества или человеком, чьё имя не упоминали среди обладающих знанием и авторитетных его представителей — сподвижников и их старейших последователей.

Достойные и деятельные люди ценили Шурайха за его острый ум, уникальную проницательность и сообразительность, благонравие и глубокое знание жизни.

Шурайх был родом из Йемена, из племени Кинда. Немалая часть его жизни пришлась на времена невежества.

Когда Аравийский полуостров озарился светом истинного пути и лучи ислама достигли Йемена, Шурайх одним из первых уверовал в Аллаха и Его Посланника и внял призыву к прямому пути и истине.

Люди, которым были хорошо известны его достоинства, благонравие и прекрасные особенности его натуры, искренне желали, чтобы Шурайх приехал в Медину пораньше и успел встретиться с Посланником Аллаха , прежде чем тот покинул этот мир, дабы он успел перенять от него чистое знание непосредственно. Случись это, он удостоился бы чести называться сподвижником Посланника Аллаха после того, как обрёл великое благо веры. И тогда благо окружало бы его со всех сторон. Однако случилось то, что было предопределено...

Судья Шурайх 85

       
 
 
   


И 'Умар не поторопился, назначив этого последователя сподвижников на столь важный пост и поручив ему судопроизводство, несмотря на то, что в те годы небо ислама ещё было украшено множеством звёзд — сподвижников Посланника Аллаха . Последующие годы подтвердили проницательность 'Умара и правильность его решения.

Шурайх был судьёй для мусульман около шестидесяти лет подряд. Он занимал пост судьи не только при 'Умаре, но и при 'Усмане, 'Али и Му'авии (да будет доволен Аллах ими всеми). И он продолжил занимать этот пост и в период правления династии Омейядов. И только с появлением аль-Хаджжаджа он попросил отправить его в отставку.

Шурайх дожил до ста семи лет. При этом жизнь его была полна достойных деяний и поступков, которыми он по праву мог гордиться.

Шурайх обогатил историю судопроизводства своими судебными решениями и уникальными примерами подчинения влиятельных и простых мусульман закону Аллаха, представителем которого был Шурайх.

В книгах можно найти множество историй об этом человеке, и на страницах этих книг остались его слова и дела...

 
 


Однажды 'Али ибн Абу Талиб потерял кольчугу, которая была очень дорога ему. Очень скоро он увидел, как один зиммий продаёт эту кольчугу на рынке Куфы. Узнав её, 'Али сказал:

— Это моя кольчуга. Она упала с моего верблюда в такую-то ночь в таком-то месте.

Зиммий возразил:

•— Нет. Это моя кольчуга, и она в моих руках, о повелитель верующих.

86 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


'Али сказал:

— Это моя кольчуга. И я никому не продавал её и не дарил. И твоей она стать не могла...

Зиммий сказал:

— Пусть нас рассудит судья мусульман.

'Али сказал:

— Что ж, это справедливо. Пойдём же к нему.

И они отправились к судье Шурайху.

Когда они сели перед ним, Шурайх спросил 'Али ибн Абу Талиба :

— Что говоришь ты, о повелитель верующих?

'Али сказал:

— Я обнаружил свою кольчугу у этого человека. Она упала с моего верблюда в такую-то ночь в таком-то месте, и я не продавал её ему и не дарил.

Шурайх спросил зиммия:

— А что скажешь ты?

Он ответил:

— Это моя кольчуга и она в моих руках, и я не обвиняю повелителя верующих во лжи.

Шурайх повернулся к 'Али и сказал:

— У меня нет сомнений в том, что ты говоришь правду, о повелитель верующих, и что эта кольчуга действительно твоя, но требуются два свидетеля, способные подтвердить то, что ты утверждаешь.

'Али сказал:

— Да. Мой слуга Канбар и мой сын аль-Хасан могут засвидетельствовать.

Шурайх сказал:

— Но свидетельство сына в пользу отца не принимается, о повелитель верующих.

'Али воскликнул:

Судья Шурайх 87


— Пречист Аллах! Человек из числа обитателей Рая — и его свидетельство не принимается! Разве ты не слышал, что Посланник Аллаха сказал: «Аль-Хасан и аль-Хусейн — предводители юношей обитателей Рая»?

Шурайх сказал:

— Да, мне это известно. Тем не менее я не могу разрешить сыну свидетельствовать в пользу отца.

Тогда 'Али повернулся к зиммию и сказал:

— Забирай кольчугу, ибо у меня нет иных свидетелей.

Зиммий воскликнул:

— Но я свидетельствую, что это — кольчуга повелителя верующих!

И он добавил:

— О Аллах! Повелитель верующих сидит вместе со мной перед судьёй, и судья выносит решение в мою пользу! Я свидетельствую, что религия, которая повелевает это, — истина. И я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммед — Его раб и Посланник! Да будет тебе известно, судья, что это кольчуга повелителя верующих, и что я шёл за войском, когда оно двигалось к Сыффину, и эта кольчуга упала с его тёмно-серого верблюда, и я взял её.

'Али сказал:

— Коль уж ты принял ислам, то я дарю её тебе. И дарю тебе вместе с ней этого коня.

И очень скоро люди увидели этого человека сражающимся с хариджитами* под знамёнами 'Али в день битвы при Нахраване. Он храбро сражался, пока не пал в бою, приняв мученическую смерть.


* Группа выступивших против четвёртого праведного халифа 'Али ибн Абу Талиба.

88 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

       
 
 
   


А вот ещё одна интересная история из жизни судьи Шурайха. Как-то раз его сын сказал ему:

— О отец! Поистине, я веду тяжбу с некими людьми. Ознакомься же с нашим делом. Если правда на моей стороне, то я подам судебный иск против них. А если правы они, то я договорюсь с ними и отдам им то, что причитается им.

И он рассказал отцу всю историю с начала до конца.

Шурайх сказал:

— Иди и подавай иск против них.

И тот отправился к тем людям и предложил им обратиться в суд. Они согласились. А когда все они предстали перед судом, Шурайх вынес решение в их пользу.

Когда судья Шурайх вернулся домой вместе с сыном, сын сказал ему:

— Ты опозорил меня, отец... Клянусь Аллахом, если бы я не посоветовался с тобой прежде, я бы не упрекал тебя сейчас.

Шурайх сказал:

— Сынок, клянусь Аллахом, ты дороже для меня целой земли таких, как они, но Всевышний Аллах дороже для меня, чем ты. Я побоялся, что если сразу сообщу тебе о том, что правда на их стороне и ты договоришься с ними, не обращаясь в суд, то они могут недополучить что-то из того, на что имеют право. Поэтому я и сказал тебе то, что сказал.

 
 


Однажды какой-то человек попросил сына Шурайха поручиться за него, а сам сбежал, чтобы не отвечать перед судом за свои действия. И Шурайх посадил сына в тюрьму вместо этого человека, и сам лично приносил ему еду в тюрьму

каждый день.

Судья Шурайх 89

       
 
 
   


Иногда некоторые свидетели вызывали у судьи Шурайха подозрение, но при этом он не видел способа отвергнуть их свидетельство, потому что не было оснований назвать их ненадёжными.

И он, стремясь к справедливости, говорил им, прежде чем они засвидетельствуют:

— Послушайте меня, и да наставит вас Аллах на истинный путь. В действительности это вы выносите решение против этого человека. Посредством вас я оберегаю себя от Огня. А вы ещё больше нуждаетесь в том, чтобы защитить себя от Огня. Поистине, сейчас у вас есть право отказаться свидетельствовать и просто уйти.

Если же они настаивали на том, чтобы засвидетельствовать, Шурайх поворачивался к тому, против кого они собирались засвидетельствовать, и говорил ему:

— Знай, что я выношу решение на основании их свидетельства и при этом я считаю, что с тобой поступили несправедливо, но я не могу выносить решения на основе предположения, я выношу решение на основании свидетельства свидетелей. И поистине, моё решение не делает дозволенным для тебя ничего из того, что запретил Всевышний Аллах.

 
 


У Шурайха был девиз, который он всегда повторял, занимаясь судопроизводством:

— Завтра притеснитель узнает, кто остался в убытке. Поистине, притеснителя ожидает наказание. И поистине, притесненного ожидает справедливость. И поистине, я клянусь Аллахом, что тот, кто отказался от чего-то ради Всевышнего Аллаха, не станет жалеть об этом.

90 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

       
 
 
   


Шурайх чистосердечно относился не только к Аллаху, Его Посланнику и Его Книге, но и к простым мусульманам и к влиятельным.

Один из них рассказывает такую историю:

— Однажды Шурайх услышал, как я жаловался другу на то, что мне пришлось претерпеть. Он взял меня за руку, заставив меня наклониться, и сказал: «Сынок, остерегайся жаловаться кому-то, кроме Всевышнего Аллаха. Поистине, тот, кому ты жалуешься, либо друг, либо враг. Если он друг, то ты только опечалишь его, а если он враг, то ты дашь ему повод позлорадствовать». Затем он сказал: «Посмотри на этот мой глаз». С этими словами он указал на свой глаз и продолжил: «Я не вижу им ни людей, ни дорогу вот уже пятнадцать лет, но я никому не рассказывал об этом до настоящего момента. Разве не слышал ты слова праведного раба: "Поистине, я жалуюсь на горечь мою и печаль мою только Аллаху" (12:86)? Когда у тебя случается беда, жалуйся Всевышнему Аллаху и ищи утешения у Него, ибо поистине, он Самый достойный объект наших просьб и Самый близкий из тех, к кому взывают...

 
 


А однажды Шурайх увидел человека, который просил что-то у другого, и сказал ему:

— Сынок, кто просит человека о чём-то, тот добровольно соглашается на рабство. Если тот, кого просят, исполнит просьбу, то этим он превратит просящего в своего раба. А если он откажет ему, то оба они вернутся униженными — этого унизит скупость, а того — полученный отказ. Если будешь просить, то проси Аллаха, а если будешь обращаться за помощью, то обращайся к Аллаху, и знай, что нет способности изменить что-либо и силы для этого ни у кого, кроме как от Аллаха.

Судья Шурайх 91

       
 
 
   


Однажды в Куфе разразилась эпидемия. Друг Шурайха отправился в Неджеф, желая избежать заражения. И Шурайх написал ему:

— Место, которое ты оставил, не приблизит твою смерть и не украдёт у тебя отпущенные тебе дни. И поистине, место, в которое ты отправился, подвластно Тому, Кто может всё и от Кого никуда не сбежать. Поистине, мы с тобой — на ковре одного властелина, и поистине, Неджеф близок для Обладающего могуществом...

 
 


Помимо прочих своих умений Шурайх был ещё и поэтом, слагавшим прекрасные стихи на важные темы.

Рассказывают, что когда его сыну было около десяти лет, он очень любил играть. Однажды Шурайх не обнаружил его в куттабе, где он должен был учиться. Оказалось, что он ушёл оттуда, чтобы поглядеть на собак.

Когда мальчик вернулся домой, Шурайх спросил его:

—Ты помолился?

Он ответил:

—Нет.

Тогда Шурайх велел принести бумагу и перо и написал его воспитателю следующее:

Молитву оставил он ради собак, желая натравливать

Их друг на друга с людьми недалёкими, скверными,

Пусть придёт он к тебе завтра с этим посланием:

Знай, что оно подобно посланию аль-Муталяммиса*.


* Речь идёт о человеке, который вёз запечатанное послание, в котором содержалось веление казнить его.

92 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


Когда придёт он к тебе, то лечи его порицанием,

Иль наставленьем наставника мудрого и сметливого.

Если бить его станешь ты розгою, то не более

Трёх раз: после этого удержи свою руку.

И знай, что бы ни делал ты с ним, что душа его

Для меня, несмотря на все огорченья, наиболее ценная.

 
 


Да будет доволен Аллах 'Умаром, который украсил судопроизводство прекрасной жемчужиной. Он подарил мусульманам сияющий светоч, и мусульмане до сих пор пользуются светом его понимания Шариата Аллаха и находят правильный путь благодаря его пониманию Сунны Посланника Аллаха . И им будет чем гордиться перед другими общинами в Судный день.

И да помилует Аллах судью Шурайха, который поддерживал справедливость среди людей в течение шестидесяти лет, никого не притесняя и не отклоняясь от истины и не делая различий между царём и простолюдином.

МУХАММАД ИБН СИРИН

Мне не случалось видеть человека, более глубоко понимающего религию в своём благочестии и более благочестивого в своём понимании религии, чем Мухаммед ибн

Сирин.

Мурикъ аль-'Иджли

Сирин решил дополнить свою веру, присоединив к ней новую половинку — иными словами, он решил жениться. Случилось это уже после того, как Анас ибн Малик отпустил его на свободу и его ремесло стало приносить ему хорошую прибыль и много благ. А был он мастером-медником, искусным в изготовлении Медной посуды.

Выбор его пал на невольницу повелителя верующих Абу Бакра ас-Сыддика по имени Сафийя.


Сафийя была совсем юной девушкой с красивым лицом, чистым сердцем, многочисленными достоинствами и благородным поведением. Все женщины Медины, знавшие Сафийю, ''Искренне любили её: и молодые, её ровесницы, и пожилые, которые видели, что умом и достойным поведением она ничуть не уступает им.

Но больше всего девушку любили жёны Посланника Аллаха , особенно 'Аиша .

 
 


Сирин отправился к повелителю верующих и обратился к нему с просьбой отдать за него Сафийю.

94 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


Ас-Сыддик туг же стал выяснять, насколько праведный и благонравный человек сватается к Сафийе — подобно тому, как заботливый отец торопится выяснить всё о сватающемся к его дочери. Ничего удивительного в этом нет, ибо он действительно любил её как дочь. Кроме того, он чувствовал свою ответственность за неё. Поэтому он постарался разузнать о Сирине всё что можно.

Первым, кого ас-Сыддик спросил о нём, стал Анас ибн Малик . Анас сказал:

— Жени его на ней, о повелитель верующих, и не бойся за неё, ибо я его знаю как человека, верного религии, благонравного, мужественного и благородного. Я знаю его с тех пор, как Халид ибн аль-Валид взял его в плен в местечке 'Айн-ат-тамр вместе с сорока другими мальчиками и привёз его в Медину. Сирин оказался моей долей, и я был очень доволен им.

 
 


Ас-Сыддик дал согласие на брак Сафийи и Сирина. Он решил проводить её так, как провожает заботливый отец любимую дочь, когда та выходит замуж, и устроил такой праздник по случаю её свадьбы, который выпадал на долю немногих девушек в Медине.

Очень много благородных сподвижников присутствовали на её свадьбе, в том числе восемнадцать участников битвы при Бадре.

С мольбой за неё обратился к Всевышнему Аллаху человек, записывавший Откровение для Посланника Аллаха — Убайй ибн Ка'б. И присутствующие сопровождали его мольбу словами: «Амин! Амин!» Три матери верующих наряжали и украшали девушку, когда пришло время отвести её к мужу.

Мухаммад ибн Сирин 95


Одним из плодов этого благословенного союза был мальчик, который спустя два десятка лет стал одним из самых известных последователей сподвижников и одним из выдающихся мусульман. Это Мухаммад ибн Сирин.

Давайте же расскажем историю жизни этого благородного последователя сподвижников с самого начала.

 
 


Мухаммад ибн Сирин родился за два года до окончания правления повелителя верующих 'Усмана ибн ' Аффана .

Он воспитывался в доме, в котором каждый угол источал благочестие и богобоязненность.

Когда смышлёный мальчик подрос и возраст его приблизился к совершеннолетию, он обнаружил, что мечеть Посланника Аллаха всегда наполнена дожившими до этих дней благородными сподвижниками и нх старейшими последователями. Там можно было встретить Зейда ибн Сабита,: Анаса ибн Малика, 'Имрана ибн Хусайна, 'Абдаллаха ибн 'Умара, 'Абдаллаха ибн 'Аббаса, 'Абдаллаха ибн аз-Зубайра, Абу Хурайру...

И юноша устремился к ним так, как устремляется жаждущий к прохладному и чистому источнику. От них он научился Книге Аллаха, перенял их понимание религии Аллаха, а также немало хадисов Посланника Аллаха . Это принесло его разуму мудрость и знание, а его душе — праведность и верное руководство.

Позже семья выдающегося мальчика переехала в Басру, где и осела.

 
 


В те дни Басра была совсем новым, недавно основанным городом. Мусульмане принялись за его строительство только

96 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


в конце правления 'Умара . Город служил отражением особенностей мусульманской общины того времени. Он был военной базой для мусульманских войск, отправлявшихся в походы на пути Аллаха, а также центром обучения и наставления для жителей Ирака и Персии, принимавших ислам. Жители города представляли собой серьёзное мусульманское общество, которое трудится для мира этого так, словно будет жить вечно, и трудится для мира вечного так, словно умрёт завтра.


Начав свою новую жизнь в Басре, Мухаммад ибн Сирин разделил своё время на две части. Одну часть он посвящал знанию и поклонению, а вторую — добыванию хлеба насущного и торговле.

На рассвете, когда мир этот озарялся светом Господним, Мухаммад отправлялся в мечеть Басры, где учил других и учился сам.

А к полудню он отправлялся на рынок, где продавал и покупал. А ночью, когда мир опускал свои завесы, Мухаммад стоял на своём обычном месте у себя дома, совершая молитву, читая Коран и плача из страха перед Милостивым глазами и сердцем, — так, что его родные и соседи начинали бояться за него, слыша его всхлипы за стеной.


Днём он ходил по рынку, продавая и покупая, и при этом не прекращал напоминать людям о мире вечном. Он раскрывал перед ними суть земной жизни, направлял их к тому, что приближает человека к Аллаху, и разрешал их споры и конфликты. Время от времени он рассказывал им какие-нибудь интересные истории, подчас забавные, чтобы отвлечь их от не-

Мухаммад ибн Сирин 97


весёлых мыслей. Однако это ничуть не влияло на их уважительное и почтительное отношение к нему.

Всевышний Аллах даровал ему поведение и наружность благого человека и наделил его способностью притягивать людей и влиять на них.

Увидев его на рынке, люди, доселе погружённые в свои мысли и беспечные, будто просыпались. Они вспоминали о Всевышнем Аллахе и начинали повторять: «Нет божества, кроме Аллаха» и «Аллаху Акбар».

 
 


Жизнь Ибн Сирина была благим примером для людей. Когда бы ни случалось ему делать выбор в своей торговле, он непременно выбирал то, что было надёжнее с точки зрения религии... Даже если из-за этого он оказывался в убытке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: