Психологическая характеристика ребенка с СДВГ

v постоянное беспокойство и неусидчивость;

v излишняя шумливость (ребенок слишком громко разговаривает или играет);

v неспособность выслушать других (ребенок постоянно перебивает);

v неспособность выполнять указания и следовать инструкциям;

v дефицит внимания и забывчивость;

v неорганизованность и невнимание к деталям;

v неконтролируемое передвижение по комнате;

v быстрая потеря интереса к заданиям и играм;

v неспособность закончить начатое дело, например, домашнее задание;

v плаксивость, беспокойство, капризы;

v агрессивность;

v рассеянность.

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Обоснование выбранного подхода.

В основе данной программы лежит когнитивно - поведенческий подход. Так как проблема гиперактивности выражается в нарушении поведения и когнитивных процессов, то и коррекция проводится с целью изменения поведения, а также развития дефицитарных функций. Основным методом коррекции является научение

Цель: уменьшение нарушения поведения и учебных трудностей детей СДВГ

Задачи:

‒ преодоление имеющихся трудностей в учебной деятельности, развитие дефицитарных функций;

‒ научить ребенка контролю собственных эмоций и поступков;

‒ научить ребенка уважению прав окружающих людей, взаимодействию в коллективе;

‒ нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками;

‒ обучение родителей и учителей поведенческим программам по взаимодействию с гиперактивным ребенком.

Участники коррекционно-развивающей деятельности: дети младшего школьного возраста, психолог, педагоги, врачи, родители.

Принципы реализации программы: уче­т возрастных и индивидуальных особенностей детей с синдромом СДВГ, комплексный характер по преодолению гиперактивного поведения у детей с привлечением разных специалистов.

Программа содержит:

1.Диагностический блок

2.Коррекционный блок

3. Практические рекомендации педагогу, работающему с гиперактивным ребенком, а также рекомендации родителям.

Диагностический блок направлен на оценку уровня развития когнитивных функ­ций (внимания, памяти, восприятия), а также эмоциональных особенностей и двигательной сферы. Процесс диагностики состоит из нескольких этапов.

Беседа с родителями позволяет установить причины обращения к специалисту.

Беседа с ребенком. Очень важно привлечь к процессу постановки диагноза самого ребенка - вне зависимости от его возраста, - выслушать его мнение о собственным поведении и узнать о его проблемах, надеждах и желаниях.

Получение сведений из школы об успеваемости.

Использование структурных анкет. Анкеты с вопросами, связанными с расстройством внимания и гиперактивностью, должны заполнить родители и учитель. (Приложение)

Методика кольца Ландольта применяются для исследования произвольного внимания (концентрация внимания, продуктивность и устойчивость, распределение, объем, переключение) и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

Методика определения объема кратковременной зрительной памяти

Методика определения объема кратковременной слуховой памяти

Методика "Запомни пару". Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Методика "Графический диктант ". Используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Методика "Рисование по точкам". Применяется для определения сформированности умения ориентироваться на систему требований, уровня развития произвольности

Методика Рене Жиля для исследования социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка.

Обследование может занимать несколько дней

Психолог анализирует полученные разрозненные данные и, предположив наличие синдрома дефицита внимания у ребенка, направляет его к врачу.

Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится медицинское обследование.

Заключение обсуждается с родителями. Как правило, родители более склонны доверять врачу, нежели педагогу или психологу. Поэтому желательно, чтобы именно врач обратил их внимание на физиологическую природу заболевания, обусловливающую необходимость медицинского вмешательства.

Таким образом, врач информирует родителей о причинах возникновения и методах лечения ребенка.

После постановки диагноза и получения основных рекомендаций врача психолог совместно с педагогами и родителями приступает к проведению коррекционной работы.

Коррекционный блок

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих с гиперактивными детьми.
Программа состоит из 10 занятий.

Время проведения – 30-35 минут.
Оптимальное число участников группы - 4-6 человек.
Возраст - 6-8 лет.
Занятия могут проходить как в микрогруппах, так и индивидуально.

Структура занятий:

§ растяжка - 4-5 минут;

§ дыхательное упражнение - 3-4 минут;

§ Коррекционно-развив упр 10 минут;

§ Коррекционно-развив упр 5-6 минут;

§ релаксация - 4-5 минут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: