КПД зацепления, как показали экспериментальные исследования, зависят от шероховатости поверхности. В связи с этим в передачах средней и высокой мощности шероховатость поверхности витков червяка должна быть Ra 1... 1,15 мкм. Принимают большее значение из возможного число заходов червяка, приэтом увеличивается угол g.
30. КРИВЫЕ СКОЛЬЖЕНИЯ И КПД РЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ.
Кривые скольжения. Работоспособность ременной передачи принято характеризовать кривыми скольжения и к. п. д. (рис.) Такие кривые являются результатом испытаний ремней различных типов и материалов. На графике по оси ординат отсчитывают относительное скольжение ей к. п. д., а по оси абсцисс - нагрузку передачи, которую выражают через коэффициент тяги: .
Коэффициент тяги позволяет судить о том, какая часть предварительного натяжения ремня используется полезно для передачи нагрузки , т. е. характеризует степень загруженности передачи. Целесообразность выражения нагрузки передачи через безразмерный коэффициент объясняется тем, что скольжение и к. п. д. связаны именно со степенью загруженности передачи, а не с абсолютным значением нагрузки.
|
|
На начальном участке кривой скольжения от 0 до наблюдается только упругое скольжение. Так как упругие деформации ремня приближенно подчиняются закону Гука, этот участок близок к прямолинейному. Дальнейшее увеличение нагрузки приводит к частичному, а затем и полному буксованию. В зоне наблюдается как упругое скольжение, так и буксование. Они разделяются продолжением прямой и штриховой линией.
Рабочую нагрузку рекомендуют выбирать вблизи критического значения и слева от нее. Этому значению соответствует также и максимальное значение к. п. д. Работу в зоне частичного буксования допускают только при кратковременных перегрузках, например при пуске. В этой зоне к. п. д. резко снижается вследствие увеличения потерь на скольжение ремня, а ремень быстро изнашивается. Размер зоны частичного буксования характеризует способность передачи воспринимать кратковременные перегрузки. Отношение для ремней:
1. для плоских кожаных и шерстяных 1,35... 1,5;
2. прорезиненных 1,5...1,3;
3. хлопчатобумажных 1,25... 1,4;
4. клиновых 1,5... l,6
КПД ременных передач. Коэффициент полезного действия ременных передач обычно определяют по формуле:
зависит от коэффициента тяги, обычно оптимальное КПД при y = 0,4... 0,5 — для плоскоременных передач, y = 0,6... 0,7 — для клиноременных передач.
31. КРИТЕРИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДМ И МЕТОДЫ ИХ ОЦЕНКИ.
Надежность и работоспособность деталей машин являются главными условиями их эффективной работы. И хотя причины отказов различны, детали машин в основном выходят из строя в связи с разрушениями (прочностными отказами) и потерей геометрической формы и размеров (износовыми отказами). Прочностную и триботехническую надежность деталей машин характеризуют такими критериями как прочность, жесткость, износостойкость, вибростойкость и др.
|
|
При проектировании необходимо выполнить следующие основные расчеты: на прочность (объемную и (или) поверхностную, жесткость (собственную или контактную), износостойкость, теплостойкость, виброустойчивость (или колебания).
Любой расчет должен выполняться по следующей схеме:
Исходные данные для расчета.
Составление расчетной схемы.
Выявление основных критериев работоспособности.
Проведение непосредственного расчета.
Выводы и заключения.
32. КРИТЕРИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС.
При передаче крутящего момента в зацеплении кроме нормальной силы Fn действует сила трения Fтр = Fn f, связанная со скольжением. Под действием этих сил зуб находится в сложном напряженном состоянии.
Решающее влияние на его работоспособность оказывают два основных напряжения: контактное sН и напряжение изгиба sF по этим двум напряжениям и ведут расчет зубчатых передач.